Транспортно-заготовительные расходы организации могут приниматься к учету по-разному:
-отнесение ТЗР на отдельный счет «Заготовление и приобретение материалов»;
-отнесение ТЗР на специальный субсчет счета «Материалы»;
-непосредственное (прямое) включение ТЗР в фактическую себестоимость материалов - присоединение к договорной стоимости приобретения.
При отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих методов:
-по себестоимости каждой единицы;
-по средней себестоимости;
-по способу ФИФО (по себестоимости первых по времени закупок материалов).
Пример 1. Рассчитать фактическую себестоимость как поступивших, так и израсходованных материалов, используя метод оценки себестоимости каждой единицы.
Извлечение из ведомости № 10 «Движение материалов»
Показатели | Учетная стоимость материалов, руб. | Сумма ТЗР, руб. | Фактическая себестоимость, руб. |
Остаток материалов на складе на начало месяца | 20 000 | 1 800 | 21 800 |
Поступило материалов в течение месяца: | |||
- от поставщиков | 57 000 | 7 600 | 64 600 |
- от подотчетных лиц | 3 000 | 3 200 | |
ИТОГО поступило за месяц | 60 000 | 7 800 | 67 800 |
ИТОГО поступление с остатком | 80 000 | 9 600 | 89 600 |
Израсходовано за месяц: | |||
- на производственные цели | 64 000 | 7 680 | 71 680 |
- реализовано на сторону | 4 000 | 4 480 | |
ИТОГО израсходовано | 68 000 | 8 160 | 76 160 |
Остаток на конец месяца | 12 000 | 1 440 | 13 440 |
Коэффициент (%) транспортно-заготовительных расходов = 9 600 рублей: 80 000 рублей = 0,12 (0,12 x 100% = 12%).
Сумма ТЗР, приходящаяся на материалы, отпущенные в производство = 64 000рублей x 0,12 = 7 680 рублей.
Фактическая себестоимость материалов, израсходованных в производстве = 64 000рублей + 7 680рулей = 71 680 (рублей.
Пример 2. Рассчитать фактическую себестоимость израсходованных материалов, используя метод средней себестоимости.
Показатели | Количество, кг | Цена, руб. | Сумма, руб. |
Остаток материалов на складе на начало месяца | |||
Поступило за месяц: | |||
- поставка № 1 | |||
- поставка № 2 | |||
- поставка № 3 | |||
ИТОГО поступление | |||
ИТОГО поступление с остатком | |||
Средняя себестоимость = 3460: 200 | 17-30 | ||
Израсходовано за месяц: | 17-30 | ||
Остаток на конец месяца | 17-30 |
Пример 3. Используя данные примера № 2, определим фактическую себестоимость израсходованных материалов методом ФИФО
Показатели | Количество, кг | Цена, руб. | Сумма, руб. |
Остаток материалов на складе на начало месяца | |||
Поступило за месяц: | |||
- поставка № 1 | |||
- поставка № 2 | |||
- поставка № 3 | |||
ИТОГО поступление | |||
ИТОГО поступление с остатком | |||
Израсходовано за месяц: | |||
Остаток на конец месяца |
Фактическая себестоимость израсходованных материалов = (50кг x 12 рублей) + (30 кг x 22 рублей) + (40 кг x 25рублей) + (60 кг x 15 рублей) = 3160рублей.
При использовании метода ФИФО материалы списываются последовательно, начиная с первых по времени поставок материалов в отчетном месяце (включая начальные остатки). При этом неважно, из какой партии отпускались материалы со склада. Таким образом, себестоимость израсходованных материалов составила 3160рублей.
Остатки материалов на складе составили:
-в количественном выражении: 50 + 200 - 180 = 20 (кг);
-в стоимостном выражении: 600 + 2860 - 3160 = 300 (рублей);
-цена одного кг: 300 рублей: 20 кг = 15 рублей.
Пример 4. Используя данные примера № 2, определим фактическую себестоимость израсходованных материалов методом ЛИФО.
Фактическая себестоимость израсходованных материалов = (80кг x 15рублей) + (40 кг x 25 рублей) + (30 кг x 12рублей) = 3220 рублей
При использовании метода ЛИФО материалы списываются последовательно, начиная с последних по времени поставок материалов в отчетном месяце. При этом неважно, из какой партии отпускались материалы со склада. Таким образом, себестоимость израсходованных материалов составила 3220рублей.
Остатки материалов на складе составили:
-в количественном выражении: 50 + 200 - 180 = 20 (кг)
-в стоимостном выражении: 600 + 2860 - 3220 = 240 (рублей);
-цена одного кг: 240 рублей: 20 кг = 12 рублей
Показатели | Количество, кг | Цена, руб. | Сумма, руб. |
Остаток материалов на складе на начало месяца | |||
Поступило за месяц: | |||
- поставка № 1 | |||
- поставка № 2 | |||
- поставка № 3 | |||
ИТОГО поступление | |||
ИТОГО поступление с остатком | |||
Израсходовано за месяц: | |||
Остаток на конец месяца |
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию материалов, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень проверяемых запасов и др.) определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризаций обязательно.
Проведение инвентаризаций материалов обязательно:
-при продаже материалов, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
-перед составлением годовой бухгалтерской отчетности(не ранее 1 октября), а в районах Крайнего Севера в период наименьших остатков материалов;
-при смене материально-ответственного лица;
-при выявлении фактов злоупотреблений, хищений или порчи имущества;
-в случае стихийных бедствий, пожаров;
-при реорганизации или ликвидации предприятия.
Для проведения инвентаризаций на предприятии создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
Выявленные в ходе инвентаризации недостатки отражают в учете следующим образом:
-излишки приходуются по рыночным ценам и одновременно их стоимость относится на финансовые результаты организации (Дт 10 «Материалы» Кт 91/1 «Прочие доходы»);
-суммы недостач и потерь списывают со счетов учета по их фактическойсебестоимости (Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кт 10 «Материалы», 16 «Отклонение в стоимости материалов»);
-недостачи в пределах норм естественной убыли списывают на счета учета затрат (Дт 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 23 «Вспомогательное производство», 44 «Издержки обращения», Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»);
-недостачи сверх норм естественной убыли списывают на материально ответственных лиц (Дт 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты с персоналом по возмещению материального ущерба» Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»);
-если во взыскании недостачи отказано судом или виновные не выявлены, то убытки от недостачи списывают на финансовые результаты организации (Дт 91/2 «Прочие расходы» Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»);
-убытки от недостачи материалов, полученной в результате стихийных бедствий, пожаров относят на чрезвычайные расходы организации (Дт 99 «Прибыль/убыток» Кт 10 «Материалы»).
Материалы, на которые в течение отчетного года рыночная цена снизилась или они морально устарели либо полностью или частично утратили свои первоначальные качества, отражаются в бухгалтерском балансе по текущей рыночной стоимости. Снижение стоимости материалов отражается в учете в виде начисления резерва, который учитывается на счете 14 «Резерв под снижение стоимости материальных ценностей». Резерв создается либо по каждой единице материалов либо по однородной группе ценностей. Создание резерва отражается бухгалтерской записью Дт 91/2 «Прочие расходы» Кт 14 «Резерв под снижение стоимости материальных ценностей». По мере расхода таких материалов сумма созданного по ним резерва списывается проводкой Дт 99 «Прибыли /убытки» Кт 91.2 «Прочие расходы».