Налогами называются обязательные платежи, взимаемые государством (в лице центральных и местных органов власти) с населения, предприятий и организаций,зачисляемые в доходы федеральных, республиканских или местных бюджетов.
Налоги являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивающих распределение и перераспределение доходов в соответствии с задачами экономического и социального развития общества.
Основными функциями налогов являются:
¨ фискальная (бюджетная) функция. Главная задача -
формирование доходной части государственного бюджета на основе централизованного взимания налогов. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых результатов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций государства (оборонной, социальной, природоохранной);
¨ контрольная функция. Функция дает возможность
количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых расходах и внесения необходимых изменений в налоговую систему и бюджетную политику;
|
|
¨ распределительная функция. Функция имеет регулирующий характер, направленный на совершенствование воспроизводственного процесса общественного производства. Налоговое регулирование включает две подфункции: стимулирующую и воспроизводственную.
Стимулирующая подфункция реализуется через систему налоговых льгот. Подфункция воспроизводственного назначения включает в себя плату за воду, забираемую из водохозяйственных систем, платежи за пользование природными ресурсами и прочие ресурсные налоги.
Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), заработная плата, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц и др.
По виду установления налоги подразделяются на прямые и косвенные:
Прямые - это взимаемые непосредственно с налогоплательщиков налога на доходы, имущество, ресурсы; косвенные налоги связаны с хозяйственными операциями и выступают в виде специальных надбавок в пользу государственного бюджета (акцизы, налоги на потребление и обращение товаров, по дарению, вступлению в наследство и др.)
Согласно Закону «Об основах налоговой системы в РФ» вся совокупность налогов, взимаемых в стране, разделена на федеральные, республиканские и местные налоги.
Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджетную систему части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ и услуг, вносимой в бюджет по мере их реализации.
|
|
Объектом налогообложения являются обороты по реализации товаров, выполненных работ и услуг.
В строительных фирмах налогом облагается стоимость выполненных и оплаченных заказчиком строительно-монтажных работ, исходя из выручки от реализации продукции. К оборотам строительных организаций, облагаемым НДС, относятся строительно-монтажные работы, выполненные и хозяйственным способом. Налог взимается также с выручки строительной организации, полученной от оказания транспортных услуг,услуг по сдаче в аренду имущества и других платных услуг. Кроме того, объектом налогообложения является также выручка от реализации основных фондов и нематериальных активов, материалов, выдача материалов, продуктов, товаров своим работникам в счет заработной платы.Подлежат налогообложению НДС средства от взимания штрафов, взыскания пени, выплаты неустоек, полученные за нарушение обязательств, предусмотренных договорами.
В настоящее время ставка НДС составляет 18%.По некоторым видам товаров по перечню ставка налога - 10%. В перспективе ставка НДС намечается к уменьшению.
Выручка строительной организации по всем видам деятельности вместе с НДС (в расчетных документахНДС называется отдельной строкой) поступает в распоряжение строительной фирмы. Одновременно строительная организация, со своей стороны является также плательщиком НДС по приобретенным материальным и техническим ресурсам, услугам.
ПосколькуНДС исчисляется исходя из размера чистого дохода, созданного на каждой стадии производства и обращения, а установленная ставканалога применяется к облагаемому обороту,то сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммаминалога, полученными от заказчиков и покупателей (за выполненные работы и оказанные услуги, а также за проданные основные фонды, материалы а другие виды имущества) исуммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материально-технические ресурсы (работы, услуга), стоимость которых относится на издержки производства и обращения (себестоимость СМР).
Налогоплательщиками налога на имущество признаются:
российские организации;
иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и имеющие в особенности недвижимое имущество на территории Российской Федерации.
Объектом налогообложения для российских организацийпризнается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.
Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящиеся к объектам основных средств.
Не признаются объектами налогообложения:
земельные участки и иные объекты природопользования (водные
объекты и другие природные ресурсы);
имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или
оперативного управления федеральным органом исполнительной власти, в
которых законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней
служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской
обороны, обеспечения безопасности и правопорядка в Российской
Федерации.
Налоговая базаопределяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
|
|
В случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисленной по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.
Налоговая базаопределяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Налоговая базаопределяется налогоплательщиками самостоятельно.
Среднегодовая (средняя) стоимость имущества,признаваемого объектом налогообложения,за налоговый (отчетный период) определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и на 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.
Налоговая базав отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранных организаций (не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства), принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1-е января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодомпризнается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодиеидевять месяцев календарного года.
|
|
Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетный период.
Налоговые ставкиустанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков или имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Налоговые льготы.
Освобождаются от налогообложения:
организации и учреждения уголовно- исполнительной
системы Министерства юстиции РФ;
религиозные организации;
общероссийские общественные организации инвалидов;
организации - в отношении объектов, признаваемых
памятниками истории и культуры федерального значения;
организации в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
организации в отношении объектов социально-культурной
сферы;
научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств;
и другие.
Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с п. 1, исуммами авансовых платежей по налогу, исчисленному в течение налогового периода.
Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта РФ не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в установленном порядке;
В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению организации;
Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.
Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.
Налоговые декларации по итогам налогового периода
представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.