Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является ее легитимность, т.е. государственное подтверждение законности вхождения субъектов в хозяйственный оборот.
В юридической литературе для обозначения такой процедуры употребляется понятие легитимации - главным образом, в связи с государственной регистрацией предприятий и индивидуальных предпринимателей.
Государственная регистрация юридического лица как субъекта предпринимательской деятельности является первоначальным этапом при его создании, а равно важнейшим условием его существования как такового.
Государственная регистрация преследует цели осуществления государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в частности, за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконным предпринимательством); проведением налогообложения; а также получения сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики; предоставления всем участникам гражданского оборота информации о зарегистрированных юридических лицах.
|
|
До недавнего времени в Российской Федерации не было ни всеобъемлющего правового акта, который регулировал бы процесс государственной регистрации юридических лиц, ни единой системы такой регистрации.
С 1 июля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее также - Закон о регистрации), который регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра.
В соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" наименование Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" изложено в новой редакции - "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Закон о регистрации вслед за ГК РФ (ст. 51) исходит из необходимости государственной регистрации всех без исключения юридических лиц (как коммерческих, так и некоммерческих). Законодатель обоснованно не принял позицию некоторых юристов, которые отвергают необходимость регистрации некоммерческих организаций, не имеющих права заниматься предпринимательской деятельностью.
Закон предусматривает единый порядок регистрации юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы и сферы экономической активности. Регистрация осуществляется по общим правилам, действующим на всей территории Российской Федерации.
|
|
Закон основан на иной концепции, отличной от действовавшей до недавнего времени. Ранее многие регистрирующие органы полностью контролировали процесс создания юридического лица, включая регистрацию в налоговом органе, внебюджетных фондах, органах статистики; контролировали открытие банковских счетов, изготовление юридическим лицом круглой печати и т.д. Только удостоверившись в совершении этих и других требуемых законодательством действий, регистрирующий орган выдавал постоянное свидетельство о регистрации.
В основе нового Закона заложено то, что государственная регистрация - это совершенно самостоятельное юридическое действие, и регистрирующие органы не должны следить за тем, в какой степени предприниматели соблюдают разные нормы права.
В целях унификации законодательства о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц", вступившим в силу с 1 января 2004 г., предусмотрен общий порядок государственной регистрации юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (с учетом специфики названных субъектов).
С 1 января 2004 г. вступил в силу Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", который внес существенные изменения в часть первую Налогового кодекса РФ (НК РФ) и Закон о регистрации.
В соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ принято Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", которым утверждены Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации, а также Изменения, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Главное нововведение Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ - система "одного окна". Налоговые органы, получившие заявительные документы от организации, обязаны обеспечить следующую последовательность действий:
- провести госрегистрацию налогоплательщика,
- внести сведения о нем в соответствующий государственный реестр,
- поставить на налоговый учет.
И главное - в течение пяти дней со дня госрегистрации отправить необходимые документы для регистрации страхователя во внебюджетные фонды. В эти же пять дней налоговые органы должны выдать или отправить по почте "новообращенной" организации или предпринимателю свидетельство о госрегистрации и о постановке на налоговый учет, а также уведомление о совершении указанных действий. Таким образом, юридическому лицу остается только посетить орган Госкомстата для получения кодов статистики и открыть счет в банке.
Основные цели государственной регистрации:
1. Осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности. Ранее роль государства в данной области заключалась в проверке учредительных документов организации на соответствие содержащихся в них положений законодательству во избежание незаконной практики тайного предпринимательства. Теперь регистрирующий орган не проверяет законность положений учредительных документов, а ответственность за их соответствие нормам права несет лицо, предоставившее документы в регистрирующий орган (ст. 12, 14, 17, 21 Закона о регистрации).
|
|
2. Получение сведений государственного статистического учета для осуществления мер регулирования экономики.
3. Предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах хозяйственного оборота.
Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".