Конечным положительным результатом хозяйственной деятельности любого предприятия является прибыль.
Прибыль- это денежное выражение денежных накоплений, создаваемых предприятиями. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости
Прибыль определяется как превышение доходов предприятия над его расходами
Основные функции прибыли это:
- оценка результатов хозяйственной деятельности предприятия;
- источник вознаграждения учредителям (владельцам) предприятия.
- источник самофинансирования и развития предприятия в повышении его материально-технической базы, обеспечение всех форм инвестирования;
> прибыль выступает критерий целесообразности при принятии хозяйственных решений на предприятии.
- источник формирования поступлений в бюджет страны.
|
|
На прибыль предприятия влияют различные факторы, которые можно разделить на две большие группы: внешние и внутренние
К внешним фактории относятся
-природные условия,
-государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и т.д.
Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но существенно влияют на его прибыль.
Внутренние факторы делятся на
производственные и
непроизводственные.
Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов.
Эти факторы, в свою очередь, разделяют на
экстенсивные и
интенсивные.
Экстенсивные факторы влияют на процесс получение прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, продолжительности работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и т.д.
Интенсивные факторы влияют на процесс получения прибыли через "качественные"изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки, ускорение оборотности оборотных средств, повышения квалификации и продуктивности труда персонала.
К непроизводственным факторам относятся снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта.
Таким образом, основными путями увеличения величины прибыли предприятия в условиях рыночной конкуренции является рост дохода за счет увеличения оборота продукции, снижения себестоимости продукции, уменьшение прочих расходов.
|
|
Различают следующие виды прибыли предприятий
1. Маргинальная прибыль (ПМ) - это разница между чистым доходом предприятия и переменными затратами, связанными с производством реализованной продукции (выполненных работ, предоставленных услуг). Он с источником покрытия всех постоянных расходов предприятия.
2. Валовая прибыль вычисляется как разница между чистым доходом предприятия и производственной себестоимостью реализованной им продукции, которая, помимо переменных затрат, включает еще и накладные производственные расходы (амортизацию производственного оборудования, отопление помещения производственного цеха).
3. Операционная прибыль, или прибыль от операционной деятельности предприятия представляет собой разницу между валовым доходом и постоянными затратами предприятия, связанными с его операционной деятельностью в отчетном периоде. Он определяется как алгебраическая сумма валовой прибыли, другого операционного дохода, административных расходов, расходов на сбыт и прочих операционных расходов:
4. Чистая прибыль предприятия - это прибыль которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов.
Основными принципами распределения прибыли являются:
- прибыль полученная предприятием в результате его хозяйственной деятельности распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом, часть прибыли которая находится у государства, определяется установленными законодательными ставками налога.
- определения направлений использования прибыли, которая остается в распоряжении предприятия (находится в его компетенции).