Ответственность за несоблюдение порядка ведения кассовых операций

Указом Президента РФ от 23.05.94 № 1006 (ред. от 25.07.2000) установлено, что при несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, применяются следующие меры финансовой ответственности:

· за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм - штраф в 2-кратном размере суммы произведенного платежа;

· за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности - штраф в 3-кратном размере неоприходованной суммы;

· за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов - штраф в 3-кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности.

На руководителей предприятий, допустивших указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном установленном законодательством РФ размере минимальной месячной оплаты труда.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложении штрафов производится налоговыми органами по сведениям, предоставляемым коммерческими банками и другими органами, осуществляющими проверки соблюдения предприятиями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью.

. Правила применения и регистрации контрольно-кассовых машин

Если предприятие осуществляет торговую деятельность, то денежные расчеты с населением, которые, согласно Закону РФ от 18.05.93 № 5216-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении расчетов с населением» производятся почти всеми организациями, предприятиями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с обязательным применением контрольно-кассовых машин (ККМ).

Предприятие может:

- приобрести новые ККМ у специализированной организации;

- купить ранее использовавшиеся у любого юридического лица (предпринимателя);

- взять в аренду.

При этом необходимо соблюдать следующие требования.

Применяемые ККМ должны быть допущены к использованию Государственной межведомственной экспертной комиссией (ГМЭК) по ККМ и включены ГМЭК в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации. Вместе с тем модели ККМ должны соответствовать сфере деятельности предприятия (торговля, услуги, торговля нефтепродуктами, отели и рестораны и т.п.).

На приобретаемые предприятием ККМ должны быть заключены договора с центром технического обслуживания (ЦТО) или заводом-изготовителем о их принятии на техническое обслуживание и ремонт (п. 2 Порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах - Приложение к Приказу Госналогслужбы России от 22.06.95 № ВП-3-14/36). Деятельность этих центров регулируется Положением о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта ККМ (утв. Решением ГМЭК от 06.03.95, Протокол № 2/18-95).

В соответствии со статьей 4 Закона о применении контрольно-кассовых машин контрольно-кассовые машины должны быть зарегистрированы в налоговых органах по местонахождению предприятия. В случае аренды ККМ предприятие-арендатор обязано также зарегистрировать их в налоговом органе,

Регистрация ККМ в налоговом органе осуществляется в соответствии с Приказом Госналогслужбы России от 22.06.95 № ВГ-3-14/36 «Об утверждении Порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах».

Для регистрации ККМ необходимо представить в налоговый орган по месту учета предприятия заявление установленной формы за подписями руководителя предприятия и главного бухгалтера, К заявлению должны прилагаться:

- паспорта на регистрируемые ККМ;

- договор купли-продажи (накладная) ККМ или договор аренды;

- договор о техническом обслуживании и ремонте ЦТО или непосредственно предприятием – изготовителем ККМ из числа зарегистрированных органами исполнительной власти субъектов РФ.

Кроме того, необходимо представить журнал кассира-операциониста по форме № КМ-4, пронумерованный, прошнурованный и скрепленный подписями руководителя и главного бухгалтера и печатью. Следует иметь при себе свидетельство о регистрации предприятия для уточнения юридического адреса.

На зарегистрированную ККМ налоговый орган выдает предприятию карточку регистрации ККМ в налоговом органе, а также возвращает паспорта на регистрируемые ККМ и договор об их техническом обслуживании и ремонте в ЦТО.

Регистрации в налоговом органе подлежат также ККМ, устанавливаемые предприятием вместо действующих, которые по каким-либо причинам должны быть заменены (например, из-за несоответствия модели ККМ требованиям, предъявляемым к ней законодательством). В этом случае предприятие обязано до ввода ККМ в эксплуатацию подать в налоговый орган заявление о регистрации новых машин и снятии с учета зарегистрированных ранее.

В соответствии с Законом о применении ККМ контроль за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин, полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях осуществляют налоговые органы. Порядок осуществления контроля за применением ККМ регламентирован в Методических рекомендациях по организации контроля за применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Госналогслужбой Россией и Департаментом налоговой политики Минфина России 29.07.94, 03.08.94 № НИ-6-14/281, ВЯ-1155.

Контроль осуществляется путем проведения как плановых документальных проверок, так и рейдовых проверок торговых точек специально сформированными для этой цели бригадами в составе работников государственных контролирующих и правоохранительных органов. Правом контрольной закупки налоговые инспекции не наделены, вместе с тем оно имеется у работников органов внутренних дел и инспекции по торговле, которые привлекаются к участию в проверках. Поэтому в целях получения фактических данных (доказательств) правильного применения ККМ иногда во время совместных проверок производятся контрольные закупки, которые оформляются специальными актами, прилагаемыми затем к акту проверки предприятия, составляемому налоговыми органами.

При проведении проверок налоговые органы вправе:

- иметь беспрепятственный доступ к ККМ;

- проверять документы, связанные с применением ККМ, расчетные и платежные документы по использованию данных учета выручки и дохода, исчислению и уплате налогов, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в процессе проверки.

При этом налоговые органы используют следующие первичные документы:

- паспорт контрольно-кассовой машины установленной формы, в который заносятся сведения о вводе машины в эксплуатацию и ее ремонтах;

- книгу кассира-операциониста;

- контрольные ленты, использованные за отчетный период;

- ежедневную кассовую книгу или сводный кассовый (товарный) отчет;

- расчетные и платежные документы по учету выручки и дохода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: