Конкуренция - это форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе достижения ими индивидуальной экономической выгоды.
Выделяют следующие виды конкуренций
1.1 Внутриотраслевая - протекает между предприятиями одной отрасли, которые производят однородную продукцию. Осуществляется за наибольшее влияние на цену данного товара.
1.2. Межотраслевая - протекает между предприятиями разных отраслей производящих разнородную продукцию. Она связана с нормой прибыли.
2.1. Ценовая конкуренция - этот конкурентная борьба, возникающая в результате снижения издержек производства (а, следовательно, и цен) без изменения качества и ассортимента выпускаемой продукции.
2.2. Неценовая конкуренция - это метод конкурентной борьбы, включающий следующие элементы:
- усовершенствование качества выпускаемой продукции;
- послепродажное или сервисное обслуживание;
- создание товаров субститутов;
- дизайн и товарная марка;
- реклама.
3.1. Конкуренция между производителями – борьба за долю рынка, за прибыль, за производственные ресурсы, за влияние на цены, на потребителя и т.д.
|
|
3.2. Конкуренция между потребителями – борьба за возможность приобрести качественную продукцию по более низким ценам, за сферу наиболее прибыльного вложения капитала.
3.3. Конкуренция между производителями и потребителями – борьба за наибольшее влияние на цену.
4.1 Совершенная конкуренция - это структура рынка не оказывающая влияние на ценообразование.
Её характерные черты:
1. на рынке работает множество мелких фирм;
2. однородная продукция;
3. фирма на данном рынке занимает незначительную долю, потому не может влиять на цены, изменением объема продаж, т.е. фирма является ценополучателем;
4. свободный вход на рынок и выход с него;
5. свободный доступ к информации;
6. спрос на продукцию фирмы абсолютно эластичный;
7. отсутствие неценовой конкуренции.
Пример: Рынки зерна, картофеля, мороженной морской рыбы, валюты.
Оптимальный объем производства, приносящий фирме максимальную прибыль определяется на условиях равенства МС=МR, (предельных издержек и предельного дохода).
Условие равновесия в долгосрочном периоде для рынка совершенной конкуренции предполагает равенство АС=МС=МR, (средних издержек, предельных издержек и предельного дохода).