Национальный рынок – это вся система социально-экономических соотношений в сфере обмена в котором происходит реализация товаров и услуг, определение характера использования национальных ресурсов и приспособление общественного производства к общественным потребностям.
Основными элементами национального рынка является: индекс цен (уровень цен), совокупный спрос, совокупное предложение.
Выделяют две основные формулы расчета индекса цен:
1. Формула Ласпейреса – по базовому периоду;
2. Формула Пааше – по отчетному периоду или по текущему.
Различия между краткосрочным и долгосрочным периодами в макроэкономике главным образом связаны с поведением номинальных и реальных переменных.
В краткосрочном периоде номинальные величины ( цены, номинальная зарплата) меняются медленно, поэтому их считают «жесткими». Реальные величины (объем выпуска, уровень занятости, реальная процентная ставка) более подвижные, т.е. «гибкие».
В долгосрочном периоде наоборот, номинальные величины «гибкие», реальные «жесткие».
|
|
Совокупный спрос – это спрос на общий объем товаров и услуг, который может быть реализован при соответствующем уровне цен в рамках национальной экономики.
Структура совокупного спроса:
1. спрос на потребительские товары и услуги;
2. спрос на инвестиционные товары и услуги;
3. спрос на товары и услуги со стороны государства;
4. спрос на товары и услуги со стороны внешнеэкономической деятельности.
Выделяют ценовые и неценовые факторы совокупного спроса:
Ценовые факторы:
1. Эффект процентной ставки (эффект Кейнса)
2. Эффект реальных кассовых остатков (эффект богатства или эффект Пигу)
3. Эффект импортных закупок.
Неценовые факторы совокупного спроса:
1. Изменение в потребительских расходах;
2. Изменение в инвестиционных расходах;
3. Изменение в госрасходах;
4. Изменение в расходах связанных с внешнеэкономической деятельностью.