Система властных полномочий - осуществляет управление организацией в целом, управление отдельными функциональными и производственными подразделениями. Функции этой подсистемы выполняют: руководитель организации, его заместители, руководители функциональных и производственных подразделений, их заместители, мастера, бригадиры.
Вопрос власти (руководства) – один из важнейших в современном менеджменте. Основные аспекты реализации властных полномочий: люди, влияние и цели. Поэтому власть можно определить, как способность индивида влиять на деятельность других людей для достижения организационных целей. Предполагается, что руководители (носители властных полномочий) вместе с другими членами коллектива направляют свои усилия на решение определенных задач, используя различные виды власти.
Рисунок 3.3 – Элементы системы управления персоналом
Законная власть основывается на том, что властные полномочия исходят от организации и соответствуют занимаемой должности (легитимность власти). Она реализуется через право на вознаграждение и право на принуждение.
Осуществление законных полномочий и права на вознаграждение с наибольшей вероятностью вызовет согласие и подчинение сотрудников. Применение принуждения чаще вызывает сопротивление, когда работники намеренно избегают выполнения распоряжений или не подчиняются приказам.
Власть лидера (личная власть) исходит из специфики взаимодействия личностей, находящихся на одном уровне управления. Лидер представляет собой лицо, наделенное властными полномочиями в структуре неформальных взаимоотношений. С учетом современных представлений понятие лидерства в обобщенном виде трактуется, как способность мобилизовать потенциальные психологические потребности последователей (подчиненных) и опереться на них в момент острого соперничества или конфликта. В этом смысле лидерство – это отношения, возникающие в ходе взаимного стимулирования и поддержки, благодаря чему побуждения людей превращаются в их участие, дающее конкретные результаты. В основе взаимодействия лежат личные интересы.
Личная власть – один из важнейших инструментов лидера - руководителя. Подчиненные поддерживают менеджера, потому что уважают в нем лидера, восхищаются им, чувствуют его заботу о них. Значение личной власти возрастает, так как все большее число компаний переходит от иерархических структур к командам работников, а команды, как известно, менее толерантны к авторитарному стилю менеджмента.
Для достижения запланированных результатов от руководителя требуется активное вмешательство и оперативное устранение возникающих в ходе производственного или управленческого процесса отклонений. В этом заключается суть координации. Если установление причин отклонений не требует специального изучения и исследования, а опыт работы и квалификация руководителя соответствуют уровню их решения, то корректирующие воздействия по устранению отклонений проводятся сразу.
При осуществлении корректирующих воздействий важно не только своевременно устранить сбои в ходе процессов, но и предусмотреть меры, позволяющие избежать повторения подобных отклонений, что достигается устранением вызвавших их причин.
Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей и обмена информацией между ними.
Благодаря функции координации обеспечивается динамизм организации, создается гармония взаимосвязей элементов и подразделений, осуществляется рациональное маневрирование ресурсами внутри организации и на рынке. Объектом координации являются все подсистемы организации. Координация обеспечивает единство действий всех элементов организации, их интеграцию в интересах наиболее эффективного и оперативного достижения поставленных целей.
Координация представляет собой процесс распределения деятельности во времени, обеспечение взаимодействия определенных (всех) частей организации в интересах выполнения поставленных задач.
Степень необходимости в координации зависит от степени разделения труда и взаимозависимости элементов организации. Сложность решаемых в процессе координации задач во многом определяется размерами организации. Если деятельность предприятия распределена между десятками подразделений и тысячами сотрудников, то потребность в координации неизмеримо возрастает.
Для реализации задач координации используются следующие виды взаимозависимости элементов организации в интересах решения проблемы координации:
Номинальная взаимозависимость – элементы организации вносят вклад в общее дело (достижение общей цели), но непосредственно между собой не связаны. Степень координации в этом случае минимальная и осуществляется стандартными методами, которые непосредственно людей не затрагивают (выбор общей цели, продукта деятельности).
Эл. 1 |
Эл. 2 |
Эл. 3 |
Цель |
Последовательная взаимозависимость – по принципу «предыдущий - последующий». Данная связь может быть организована по времени, по результатам деятельности, по технологии и др. При этом последующие элементы зависят от предыдущих. Требуется более тесная координация (наиболее распространенная форма - планирование).
Эл. 1 |
Эл. 2 |
Эл. 3 |
Цель |
Эл. 1 |
Эл. 2 |
По своему характеру координационная деятельность бывает:
- превентивная – направленная на предвидение проблем и трудностей;
- устраняющая – предназначенная для устранения перебоев в системе после того, как они произошли;
- регулирующая – направленная на сохранение существующей схемы работы;
- стимулирующая – направленная на улучшение деятельности системы (организации) даже при отсутствии конкретных проблем.
Координационная деятельность может быть ориентирована как внутрь, так и вне организации, т.е. повышение взаимодействия с внешней средой.
Основа эффективной координации в организации – качество информационного обмена. При этом следует учитывать как нисходящие (сверху вниз), так и восходящие (снизу вверх) информационные потоки.
Координационная деятельность осуществляется с помощью определенных механизмов, к которым следует отнести [3]:
прямой контроль – ответственность за работу других людей возлагается на одного человека, который формулирует задания для подчиненных, определяет способы выполнения заданий и следит за действиями исполнителей; данный механизм является основой для иерархии управления, отражающей распределение формальной власти в организации;
стандартизация трудовых процессов – задается точное описание (спецификация) содержания труда; инструментами стандартизации труда являются должностные инструкции и общие руководства по поведению (разнообразные правила и директивы), исполнителю не надо думать о том, как выполнить рабочее задание – ему надо лишь точно следовать выданной инструкции; это самый жесткий механизм, который применяется для координации неквалифицированного труда; применяется в условиях, требующих обеспечить очень точную координацию работ (пожарная команда, посадка самолета), или достичь максимальной эффективности выполнения повторяющихся задач (сборочный конвейер);
стандартизация заданий и навыков – в процессе труда могут участвовать лица с точно определенным уровнем подготовки; как правило, используется при подборе персонала;
стандартизация выпуска – исполнителю заранее определяются результаты труда, а способ их достижения оставляют на его усмотрение;
взаимные согласования – координация осуществляется самими работниками в процессе неформальных коммуникаций в рамках деятельности, осуществляемой в условиях неопределенности и изменчивости внешней среды, плохо поддающейся стандартизации (исследовательские работы, связи с общественностью, редактирование газет); данный механизм применим в небольших по численности группах работников, которые могут самостоятельно договориться меду собой, кто и что будет делать.