Подсистема группового управления и управления взаимоотношениями в коллективе

Рабочие группы и команды. Каждый человек является членом разных групп. Участие в каждой из них способствует удовлетворению каких-либо его потребностей. Можно выделить следующие мотивы вступления людей в группу:

- достижение поставленной цели. Ради достижения цели люди объединяются в неформальные или вступают в формальные группы;

- мотив аффилиации, который психологи объясняют стремлением практически каждого человека к установлению отношений с другими людьми, гарантирующими позитивные отношения.

Сила мотива аффилиации является индивидуальной характеристикой: у одних людей она выражена больше, чем у других. Она зависит от:

надежды на позитивные отношения с другими людьми;

боязни, страха остаться в одиночестве;

обеспечение безопасности. Принадлежность к группе вызывает у человека чувство уверенности, снижает ощущение тревоги и страха;

потребность в общении. Общение – полноправный вид деятельности, наряду с игрой, учением и трудом – взаимодействие людей в процессе обмена информацией;

усиление власти, поскольку то, чего трудно добиться одному человеку, вполне под силу добиться группе.

Команда - это группа из двух или более индивидов, которые для достижения определенной цели самостоятельно координируют свои действия и трудовые усилия. Концепция команды подразумевает, что все ее члены привержены единой миссии (заинтересованы в получении конечных результатов) и несут коллективную ответственность за результаты деятельности. Основ­ные различия между группами и командами перечислены в табл. 3.2.

Таблица 3.2 - Различия между группами и командами

Группа Команда
Имеет назначаемого сильного руководителя Роль лидера переходит от одного члена к другому
Индивидуальная подчиненность Индивидуальная и взаимная подчиненность (каждый подчиняется каждому)
Цель – та же, что и организации Специфическое видение или цель
На выходе – продукты индивидуального труда На выходе – продукты коллективного труда
Встречи «необходимы и достаточны» На встречах ведутся неограниченные по времени дискуссии и решаются все проблемы
Эффективность измеряется косвенным образом в виде влияния на бизнес (на финансовые показатели, например) Эффективность измеряется непосредственно в виде оценки коллективной работы
Каждый член группы имеет собственный круг общения, принимает самостоятельные решения, выполняет особые рабочие задания Совместные общение, принятие решений и рабочие задания

Ключевой инструмент эффективного осуществления процессов управления персоналом – делегирование полномочий и ответственности в организации.

Можно выделить типовые причины делегирования полномочий:

- необходимость высвободить силы и время руководителя для концентрации его на делах, которые являются его прерогативой;

- чрезмерная занятость не позволяет руководителю лично заниматься проблемой;

- подчиненный может сделать данную работу лучше, чем руководитель.

Т. о., руководство и делегирование полномочий – синонимы. Умение передать полномочия, сохранив ответственность за результат, один из наиболее значимых признаков настоящего лидера.

Главные предпосылки эффективного делегирования – четкий контроль результатов работы и строгая дисциплина. Перед тем, как делегировать ответственность за решение задачи, необходимо:

- четко представлять, каких результатов следует ожидать от подчиненных;

- когда эти результаты должны быть достигнуты;

- как организовать отчетность о результатах решения задачи.

Степень делегирования полномочий и ответственности должна быть определена четко и недвусмысленно. Вместе с тем всегда существует круг задач, которые должны решаться руководителем непосредственно (например, стратегия, кадры и финансы).

Делегирование полномочий и ответственности обеспечивается соблюдением некоторых принципов:

передача полномочий должна осуществляться в соответствии с ожидаемым результатом;

подчиненный должен обладать достаточными полномочиями для достижения требуемого результата;

передача полномочий должна осуществляться по линиям управления, с тем, чтобы каждый подчиненный знал, кто конкретно его уполномочил, перед кем он несет ответственность;

каждый руководитель принимает решения в пределах своих полномочий. Все, что превышает его компетенцию, передается вышестоящим звеньям управления;

передаются лишь полномочия, высшее должностное лицо продолжает нести ответственность за действие подчиненного.

Делегирование полномочий – это форма разделения управленческого труда, позволяющая повысить его эффективность.

Управление взаимоотношениями в коллективе ориентировано наанализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, анализ и регулирование отношений руководства, управление производственными конфликтами и стрессами, социально-психологическую диагностику, соблюдение этических норм взаимоотношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: