Индекс цен - процентное отношение средневзвешенных цен одного периода к средневзвешенным ценам базового периода. При этом индекс цен базового периода равен 100%. Обычно индекс цен приводится в повседневных сообщениях.
Рассчитывают индексы потребительских, оптовых, розничных цен, индексы цен производителя, а также индексы цен на экспортную продукцию, на импортные товары, на товары промышленного назначения и др.
Основным агрегированным индексом выступает дефлятор ВВП (индекс цен ВВП):
Номинальный ВВП
Дефлятор ВВП = -------------------------
Реальный ВВП
Дефлятор ВВП - средневзвешенный индекс (уровень цен) на все товары и услуги, формирующие ВВП. Дефлятор позволяет определить стоимость текущего объема производства в ценах базового года и устанавливает связь между реальным и номинальным ВНП.
Дефлятор ВВП включает цены всех конечных товаров и услуг:
- цены потребительских товаров и услуг;
- цены инвестиционных товаров и услуг;
- цены товаров и услуг, покупаемых правительством;
- цены товаров и услуг, купленных иностранными покупателями.
О динамике стоимости жизни населения дает информацию индекс потребительских цен. Индекс потребительских цен (ИПЦ) – показатель изменения стоимости «потребительской корзины», т.е. набора товаров и услуг, объективно необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека. Потребительская корзина представляет собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг (обеспеченность жильем, отоплением, водо- и энергоснабжением, транспортными и другими видами услуг в пределах социальных норм). При этом учитывается сложившаяся структура потребления в малоимущих семьях, низкая обновляемость и минимальное разнообразие, низкая розничная цена и доступность. Набор товаров дифференцируется для лиц разных возрастных групп: трудоспособное население; пенсионеры; дети. Состав потребительской корзины фиксируется на уровне базисного года. Цель расчета – оценка изменений величины прожиточного минимума, уровня жизни населения, корректировка социальной политики государства.
цена рыночной корзины в данном году (текущие цены)
ИПЦ = ----------------------------------------------------------------------
цена рыночной корзины в базовом году (базовые цены)
Уровень цен определяют через применение более конкретных показателей:
1) Индекс Ласпейреса рассчитывается для набора товаров базисного года:
, где Pit - цена i-го блага в текущем году;
Pi0 - цена i-го блага в базисном году;
Qi0 - товарная структура производства в базисном году.
Этот индекс завышает средний уровень цен. Он опирается на состав рыночного набора, зафиксированного на уровне базисного года. В реальной жизни потребители меняют состав потребительской корзины: заменяют подорожавшие товары подешевевшими. Поэтому рыночная корзина будет представлять больше дешевых товаров и меньше дорогих. Кроме того, не учитываются изменения в качестве товаров, а значит, повышение цен на них.
2) Индекс Пааше рассчитывается для набора товаров текущего года:
, где Qit - товарная структура производства в текущем году.
Рассматриваемый индекс дает заниженное представление о динамике среднего уровня цен, так как тоже не учитывает структурные сдвиги, а фиксирует их уже в текущем периоде. Ведь часть товаров базисного года при росте цен на них в текущем периоде исключится из текущей потребительской корзины.
3) Индекс Фишера устраняет недостатки PL и PP, усредняя их значения:
Пример. Производятся и потребляются три блага: булочки, книги, телефоны. В таблице представлены данные о цене и количестве этих товаров, производимых в течение двух периодов.
Годы | ||||
Цена | Количество | Цена | Количество | |
Булочки | ||||
Книги | ||||
Телефоны |
Индекс Ласпейреса определяет изменение стоимости товарного набора базисного года:
Индекс Пааше фиксирует изменение стоимости товарного набора текущего года:
Оба индекса показывают повышение стоимости жизни, но в разной степени. Индекс Фишера усредняет их результат.
Уровень инфляции – тенденция к повышению среднего уровня цен.
, где Р – средний уровень цен в текущем году;
Р-1 – средний уровень цен в предыдущем году.
Ставка % характеризует издержки использования денежных средств предпринимателями. Уровень ставки % зависит от предложения денег.
При незначительных изменениях уровня цен:
r = i - π (реальная = номинальная - темп инфляции)
При значительных изменениях уровня цен: