Различают прямые (административные) и косвенные (экономические) методы государственного регулирования.
Прямые методы государственного регулирования:
1. прямой государственный контроль над монопольными рынками;
2. разработка жестких стандартов, гарантирующих населению экономическую безопасность;
3. установление гарантированной минимальной зарплаты и пособия по безработице;
4. выработка нормативных актов по защите товаропроизводителей.
В смешанной экономике преобладают косвенные методы. К ним относятся:
- денежно-кредитная политика,
- фискальная политика,
- государственное предпринимательство,
- государственное программирование,
- политика регулирования доходов,
- социальная политика,
- внешнеэкономическая политика.
В денежно-кредитной политике государство через ЦБ устанавливает норму обязательных резервов для коммерческих банков, ставку межбанковского процента, учетную ставку, проводит операции Центробанка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг.
В фискальной политике государство, во-первых, через правительственные расходы финансирует государственный сектор, систему социального обеспечения, госзаказ частным фирмам, а также идет прямое субсидирование производителей социально значимых товаров и услуг. Во-вторых, через налоговую систему государство формирует государственные доходы и стимулирует приоритетные направления экономики налоговыми льготами.
Государственное предпринимательство широко распространено в западных странах, особенно в тех отраслях, которые менее привлекательны для частного бизнеса из-за больших сроков окупаемости и капиталоемкости (Можете их назвать? – это энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность).
В современной смешанной экономике все более повышается роль государственного программирования, то есть правительства разрабатывают государственные программы на определенный период. В них определяются приоритеты макроэкономического развития:
1. что именно важно для страны,
2. сколько это потребует ресурсов,
3. как быстро они дадут отдачу,
4. каковы будут социально-экономические последствия намечаемых действий.
Государственные программы утверждаются парламентами. Там же заслушиваются отчеты о выполнении программы. Высшая форма экономического программирования – планирование. (например, государственные индикативные планы в Японии и Франции, частно – корпоративное планирование в США)
В социальной политике государство регулирует отрасли образования, медицины, культуры, организует материальную помощь малоимущим. Конечная цель этой политики – рост благосостояния населения.
Политика регулирования доходов важна для предотвращения социальной напряженности.
Во внешнеэкономической политике государство создает систему внешнеторговых тарифов и квот, таможенных пошлин, лицензирование внешней торговли, валютные ограничения. Цель этого – повысить конкурентоспособность и эффективность национальной экономики.
Деление на экономические и административные методы условно, т. к. чтобы задействовать любой экономический метод, надо предварительно принять необходимые административные решения. Но это разграничение имеет смысл, например, свидетельствует о границах государственного воздействия на экономику, т.е. государственное регулирование не должно подменять рыночный механизм и разрушать его.
Если обратиться к фазам воспроизводства, то в производстве непосредственное участие государства должно быть минимальным, в обмене практически равно нулю, а в распределении наоборот очень велико.
В целом, в практике западных стран и Японии роль государства постоянно возрастает. Это выражается в росте доли государственных расходов и доходов ВВП, в увеличении налоговых поступлений в казну, в значительной роли государства в распределении национального дохода. При этом государство комплексно использует все перечисленные формы и методы регулировании. Именно их система, где составляющие не противоречат, а взаимодополняют друг друга дает наибольший эффект.