Банковский маркетинг – это поиск использования банком наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентуры. Главная задача маркетинга состоит в ориентации производителя на нужды конкретных потребителей. Банковский маркетинг – это финансовая деятельность, в результате которой денежный поток и виды услуг направлены от производителя к потребителю, иначе – это деятельность по привлечению денежных ресурсов для конкретных субъектов хозяйствования в нужном месте, в необходимое время, по сбалансированной цене. В условиях создания рыночной экономики, когда деятельность банка становится многосторонней, необходимо учитывать спрос на различные банковские услуги. Такие услуги становятся платными, что превращает банк в торгующую организацию. Это не только традиционные услуги по кредитованию, безналичным расчетам, выдаче наличных денег, но и такие, как факторинговые, лизинговые, трастовые, консультационные, информационные услуги и т.д. Используются различные способы привлечения клиентуры и развития услуг. По способу общения с клиентурой банковский маркетинг делится на: активный и пассивный маркетинг. Банковский маркетинг решает следующие задачи: установление существующих и потенциальных рынков банковских услуг; выбор конкретных рынков и установление нужд заказчика; установление долго- и краткосрочных целей для развития новых видов услуг; внедрение новых видов услуг в практику и контроль банка за реализацией программ внедрения.
Для изучения рынков банковских услуг и их потенциальных потребителей банки используют такие приемы, как: 1) типологизация, предполагающая выявление групп потребителей на основе социально-экономических и демографических факторов; 2) сегментация, предполагающая деление рынка на отдельные участки, которые характеризуются спецификой спроса и предложения. Принципы сегментации рынка: по продуктовому и по клиентскому. Признаки, по которым можно проводить сегментацию: географическая; демографическая; психологическая; геодемографическая. Цели банковского маркетинга – выявление внутренних резервов и потенциала банка. Факторы, влияющие на цели: требования акционеров и пайщиков, внутренние ресурсы банка, общая культура банка.