Главная цель развития торговой отрасли состоит в совершенствовании
ее деятельности, обеспечении платежеспособного спроса различных
категорий населения высококачественными товарами и услугами в
широком ассортименте, активном продвижении отечественных товаров на
внутренний рынок.
Для достижения этой цели требуется решение следующих задач:
-
реформирование управления и отношений собственности,
формирование эффективной системы государственного регулирования
деятельности торговых организаций через инвестиционную, финансово-
кредитную политику, управление государственной долей собственности;
- формирование нормативно-правовой базы развития торговли;
- развитие инфраструктуры торговли и товарных рынков.
- формирование современного технически оснащенного оптового
звена, поддержка малого и среднего бизнеса;
- развитие конкуренции;
-
создание
благоприятных
условий
для
импорта
на
монополизированные товарные рынки и защиты внутреннего рынка при
|
|
наличии на нем достаточной конкуренции между отечественными
производителями;
-
снижение общего уровня издержек и цен в процессе
товародвижения;
-
развитие системы защиты прав потребителей, ужесточение
механизма сертификации и стандартизации товаров.
- защита рынка от недоброкачественного импорта.
Торговля
как
отрасль
народного
хозяйства
имеет
сложное
организационное построение. Оно характеризуется, с одной стороны,
многообразием
форм
управления
торговыми
предприятиями
и
организациями, а с другой - различием организационных структур
управления торговлей отдельных торговых систем.
В основу организационного построения торговли положены четыре
признака:
административно-территориальный,
товарно-отраслевой,
ведомственный, форма организации.
Применение
административно-территориального
признака
при
построении
отрасли
позволяет
успешно
сочетать
хозяйственное
управление со стороны органов руководства министерств и ведомств с
общим руководством торговлей со стороны исполнительных комитетов
органов
местного
управления.
Следовательно,
организационно-
хозяйственные звенья торговли имеют двойное подчинение.
Товарно-отраслевой признак характеризует товарный профиль торговых
организаций. По товарной специализации различают следующие виды
торговых организаций:
-
универсальные,
торгующие
продовольственными
и
непродовольственными товарами;
-
продовольственные:
универсальные,
специализированные,
неспециализированные;
-
непродовольственные:
универсальные,
|
|
специализированные,
неспециализированные.
В
продовольственной
торговле
наметилась
тенденция
к
универсализации, а в торговле непродовольственными товарами - создание
специализированных предприятий (организаций).
Особенностью торговли как отрасли народного хозяйства является ее
многоведомственностъ. Она проявляется в том, что торговую деятельность
осуществляют различные министерства и ведомства: Министерство
торговли, Белорусский республиканский союз потребительских обществ
(Белкоопсоюз), отделы рабочего снабжения (ОРСы) ряда министерств и
транспорта, непромышленные министерства и государственные комитеты,
промышленные министерства, предприятия которых выпускают товары
народного потребления.
По форме организации торговля подразделяется на следующие виды:
- оптовая торговля;
- розничная торговля;
- общественное питание (торгово-производственная деятельность).
В Республике Беларусь правовую основу осуществления торговой
деятельности, а также ее государственного регулирования определяет
Закон Республики Беларусь «О торговле» № 231 от 28 июня 2003 г.
В соответствии с указанным Законом под торговлей понимается
предпринимательская
деятельность
торговых
организаций
и
индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по
продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а
также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей
товаров.
Субъектами
торговли
являются
торговые
организации
и
индивидуальные
предприниматели,
осуществляющие
торговлю
на
территории Республики Беларусь.
Объектами торговли являются товары, а также работы и услуги,
связанные с продажей товаров.