Под
источником
товароснабжения
понимается
звено
цепи
товародвижения, из которого товары завозятся в магазины. От
правильного выбора этого звена во многом зависит эффективность всей
системы товароснабжения.
Основными источниками поступления товаров народного потребления
могут быть:
• промышленные предприятия;
• предприятия АПК;
• оптовые базы;
• собственные подсобные хозяйства и производственные предприятия
торговли, особенно в потребкооперации;
• внешнеторговые предприятия;
• индивидуальные предприниматели;
• иностранные предприятия.
Выбор того или иного источника товаров осуществляют предприятия
розничной торговли с учетом типов магазинов, размеров товарооборота,
места расположения, состояния спроса и уровня цен на товары различных
поставщиков.
Все товары, поступающие в розничную торговую сеть, делятся на
централизованно распределяемые (квотируемые) и свободно закупаемые.
К централизованно распределяемым относятся такие товары, которые
распределяются в централизованном порядке планово-регулирующими
органами. Каждому торговому предприятию на квартал или год
выделяется квота, т.е. строго определенное количество товаров, которые
магазин должен получить от поставщиков в заранее заказанном
ассортименте.
Свободно
закупаемые
товары
закупаются
розничной
торговлей
самостоятельно у любых поставщиков по договорным ценам и поступают
в торговую сеть в децентрализованном порядке. Ранее к первому виду
относилось до 90 % товаров народного потребления. Нефондируемыми
были в основном товары местной промышленности. В связи с переходом к
рыночным
отношениям
перечень
и
объем
централизованно
распределяемых товаров значительно сократился.
Товарные источники по территориальному признаку можно
разделить
на
местные
(внутриобластные),
внеобластные
и
внереспубликанские.
Для удовлетворения покупательского спроса значительную роль
играют
местные
источники,
особенно
предприятия
местной