Магазине

Торгово-технологический процесс

это комплекс взаимосвязанных

торговых (коммерческих) и технологических операций по доведению тезаров

до потребителей при сохранении их качества, с минимальными затратами труда

и времени и высокой культуре обслуживания.

Под операцией понимается часть технологического процесса, выполняемая

отдельными работниками соответствующими приемами и методами.

Торговые (коммерческие) операции связаны главным образом со сменой

формы

стоимости

(изучение

спроса,

составление

заявок

на

завоз,

формирование

ассортимента,

реклама

и

информация).

Качество

и

своевременность этих операций влияют на широту и устойчивость

ассортимента, бесперебойность продажи и культуру торговли в целом. Предмет

труда — это не только товары, но и покупатели.

Технологические операции связаны с обработкой товарных потоков. Они

включают транспортировку, приемку, хранение, подготовку к продаже,

упаковку, перемещение, выкладку на торговом оборудовании и мебели.

Торгово-технологический процесс состоит из основных и вспомогательных

операций:

• основные — выявление спроса, формирование ассортимента, размещение

и выкладка, отпуск, расчеты, упаковка, услуги, т.е. операции, связанные с

продажей товара и обслуживанием покупателей;

• вспомогательные — приемка, распаковка, хранение, подготовка, доставка

в торговый зал, тарооборот, т.е. операции, связанные с обработкой товарных

потоков и тары.

Факторы, влияющие на торгово-технологический процесс:

• спрос и предложение товаров;

• степень готовности товаров к продаже;

• состояние товарных запасов и материально-технической базы магазинов;

• система товароснабжения;

• тип и размер, специализация магазинов;

степень хозяйственной самостоятельности магазинов.

На практике различают три схемы торгово-технологического процесса:

I схема — разгрузка товаров, приемка по количеству и качеству, подача в

торговый зал для продажи, продажа. Применяется главным образом при

поставке товаров в таре-оборудовании или уже готовых к продаже.

II схема — разгрузка товаров, приемка по количеству и качеству, хранение,

подача в торговый зал, продажа. В этом случае нужны помещения для

хранения. Применяется тогда, когда требуется накопление товаров в магазине

для бесперебойнойторговли.

III схема — разгрузка товаров, приемка, хранение, подготовка к продаже,

подача в торговый зал, продажа. Применяется в тех случаях, когда требуется

подготовка к продаже (утюжка одежды, разруб мяса и др.).

Торгово-технологический процесс можно разбить на три части:

1)операции с товарами до предложения в торговом зале покупателям:

разгрузка, доставка в зону приемки, приемка, доставка на хранение или

подготовку, хранение, подача в торговый зал, выкладка;

2)операции по непосредственному обслуживанию: встреча покупателя,

предложение товаров, отбор товаров, расчет;

3)дополнительное обслуживание: прием заказов, раскрой тканей, подгонка

одежды, доставка товаров на дом и т.д.

При

организации

торгово-технологических

процессов

в

магазинах

необходимо соблюдать следующие принципы:

• создание максимума удобств для покупателей при выборе товаров, экономия

их времени и высокая культура обслуживания;

• рациональное использование торговой площади магазина;

• рациональное использование оборудования;

• создание благоприятных условий труда для работников;

• достижение экономичной эффективности работы магазина путем ускорения

оборачиваемости товаров, экономии труда и расходов на реализацию;

• создание условий для сохранения физико-химических свойств товаров и

товарно-материальных ценностей;

• обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов

продажи товаров;

• соответствие применяемых технологий торгово-оперативных процессов

современному научно-техническому уровню.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: