Торгово-технологический процесс
—
это комплекс взаимосвязанных
торговых (коммерческих) и технологических операций по доведению тезаров
до потребителей при сохранении их качества, с минимальными затратами труда
и времени и высокой культуре обслуживания.
Под операцией понимается часть технологического процесса, выполняемая
отдельными работниками соответствующими приемами и методами.
Торговые (коммерческие) операции связаны главным образом со сменой
формы
стоимости
(изучение
спроса,
составление
заявок
на
завоз,
формирование
ассортимента,
реклама
и
информация).
Качество
и
своевременность этих операций влияют на широту и устойчивость
ассортимента, бесперебойность продажи и культуру торговли в целом. Предмет
труда — это не только товары, но и покупатели.
Технологические операции связаны с обработкой товарных потоков. Они
включают транспортировку, приемку, хранение, подготовку к продаже,
упаковку, перемещение, выкладку на торговом оборудовании и мебели.
|
|
Торгово-технологический процесс состоит из основных и вспомогательных
операций:
• основные — выявление спроса, формирование ассортимента, размещение
и выкладка, отпуск, расчеты, упаковка, услуги, т.е. операции, связанные с
продажей товара и обслуживанием покупателей;
• вспомогательные — приемка, распаковка, хранение, подготовка, доставка
в торговый зал, тарооборот, т.е. операции, связанные с обработкой товарных
потоков и тары.
Факторы, влияющие на торгово-технологический процесс:
• спрос и предложение товаров;
• степень готовности товаров к продаже;
• состояние товарных запасов и материально-технической базы магазинов;
• система товароснабжения;
• тип и размер, специализация магазинов;
•
степень хозяйственной самостоятельности магазинов.
На практике различают три схемы торгово-технологического процесса:
I схема — разгрузка товаров, приемка по количеству и качеству, подача в
торговый зал для продажи, продажа. Применяется главным образом при
поставке товаров в таре-оборудовании или уже готовых к продаже.
II схема — разгрузка товаров, приемка по количеству и качеству, хранение,
подача в торговый зал, продажа. В этом случае нужны помещения для
хранения. Применяется тогда, когда требуется накопление товаров в магазине
для бесперебойнойторговли.
III схема — разгрузка товаров, приемка, хранение, подготовка к продаже,
подача в торговый зал, продажа. Применяется в тех случаях, когда требуется
подготовка к продаже (утюжка одежды, разруб мяса и др.).
Торгово-технологический процесс можно разбить на три части:
|
|
1)операции с товарами до предложения в торговом зале покупателям:
разгрузка, доставка в зону приемки, приемка, доставка на хранение или
подготовку, хранение, подача в торговый зал, выкладка;
2)операции по непосредственному обслуживанию: встреча покупателя,
предложение товаров, отбор товаров, расчет;
3)дополнительное обслуживание: прием заказов, раскрой тканей, подгонка
одежды, доставка товаров на дом и т.д.
При
организации
торгово-технологических
процессов
в
магазинах
необходимо соблюдать следующие принципы:
• создание максимума удобств для покупателей при выборе товаров, экономия
их времени и высокая культура обслуживания;
• рациональное использование торговой площади магазина;
• рациональное использование оборудования;
• создание благоприятных условий труда для работников;
• достижение экономичной эффективности работы магазина путем ускорения
оборачиваемости товаров, экономии труда и расходов на реализацию;
• создание условий для сохранения физико-химических свойств товаров и
товарно-материальных ценностей;
• обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов
продажи товаров;
• соответствие применяемых технологий торгово-оперативных процессов
современному научно-техническому уровню.