В переводе на экономический язык конкуренция-это борьба между участниками рыночных отношений за получение максимального эффекта, за выгодную сделку, т.е. это соперничество между людьми, фирмами, организациями территориями, заинтересованными в достижении одной и той же цели.
Предмет конкуренции - товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньги.
Развитие конкуренции связано с:
- наличием частной собственности;
- свободного предпринимательства.
В зависимости от социально-экономических отношений, сложившейся в той или иной стране, можно выделить неодинаковые типы и виды конкуренции. В хозяйствах, основанных на частной собственности, развиваются несколько основных видов конкуренции:
-простых товаропроизводителей;
-единоличных капиталов:
-монополий:
-национальных капиталов;
-интернациональных капиталов.
Функции конкуренции:
-выявление и установление рыночной стоимости товара:
-выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда:
|
|
-регулирование перелива средств между отраслями и производствами.
Осн. эффекты конкуренции:
1. Конкуренция созд. усл. для использования достижений НТП;
2. Способствует введению инноваций;
3. Способствует рассеянию рыночной власти;
4. Способствует производству продукции с различными полезными свойствами и соотв. решает проблему дефицита.
Конкуренция бывает:
1. функциональная (конкуренция опред. товара);
2. видовая (по цене и кач-ву);
3. межфирменная (среди отдельных предприятий);
4. внутриотраслевая и межотраслевая;
5. совершенная и несовершенная.
совершенная и несовершенная.
Рынок - это есть совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег.
Рынок - обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения.
Рынок - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и услуг, соверш. за опред. период времени.
Классификация рынков:
Рынки можно разделить по признакам: степень монополизированности (формы конкуренции), меры гос. регулирования, масштабность товарообменных процессов, региональная принадлежность, легальность, виды реализуемых товаров и услуг.
1)По эконом. назначению рынки бывают:- товаров и услуг; - средств производства; -рынок сырья ценных бумаг.
2) По степени ограничения конкуренции: - рынок чистой монополии; - совершенная калькуляция; - олигополия; - монополистические конкуренции.
3) По географическому положению: - локальный (местный); - региональный; - национальный; - мировой.
4) По отраслям: - рынок автомобилей; - зерна; -нефти; - земли.
5) По характеру продаж: - оптовый рынок; - розничный.