Вопрос 5. Расходы периода и методика их анализа

Расчет показателя себестоимости продукции позволяет соизмерить расходы и доходы. В практике западного учета все затраты подразделяют на затраты, формирующие производственную себестоимость, и периодические расходы. Таким образом, полная себестоимость реализованной продукции помимо производственной себестоимости включает коммерческие и управленческие расходы (расходы периода).

На предприятии составляется смета расходов периода и проводится её мониторинг. Цель составления сметы - прогнозная оценка общезаводских (постоянных) накладных расходов. Постатейный состав расходов определяется различными факторами, в том числе и спецификой деятельности компании.

Расходы отчетного периода - текущие расходы, которые нельзя проинвентаризовать. Они скорее относятся к периоду, а не к определенному объему производства и связаны не с производственным процессом, а с получением в течение периода услуг. Их не учитывают при определении себестоимости производства единицы продукции (административно-управленческие расходы; коммерческие расходы, связанные с реализацией готовой продукции).

Расходы отчетного периода отражаются в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» при расчете прибыли от основной деятельности.

При этом формулы исчисления показателей прибыли следующие:

Валовая прибыль = Выручка от продаж – Производственная себестоимость реализованной продукции

Прибыль от продаж (обычных видов или основной деятельности, операционная прибыль) = Валовая прибыль – Коммерческие и административные (управленческие) расходы.

Бюджет периодических расходов включает смету коммерческих и управленческих расходов. В состав коммерческих расходов включается: заработная плата работников службы сбыта, расходы по рекламе, транспортные расходы, оплата телефонной связи (в части, связанной со сбытом продукции), прочие расходы по реализации продукции.

Управленческие расходы состоят из заработной платы административного персонала, зарплаты прочих служащих, оплаты энергии и освещения, амортизации офисного оборудования, расходов по телефонной связи, страхованию и т.д.

Бюджет периодических расходов используется при составлении бюджета прибылей и убытков, а также бюджета денежных средств. При его формировании также выделяются постоянные расходы (в общей сумме по кварталам планируемого года) и переменная составляющая.

Переменная составляющая рассчитывается на основе ставки переменных расходов в расчете на единицу реализуемой продукции. Оплата коммерческих и управленческих расходов производится в том квартале, в котором они возникают.

Смета отражает ожидаемые расходы по реализации, а также общие и административные расходы. При этом используются методы горизонтального, вертикального, трендового и факторного анализа.

Мониторинг сметы предполагает факторный анализ отклонений фактических данных от сметных. На практике часто составляются дополнительные детализированные сметы по основным статьям текущих расходов для каждого подразделения организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: