Чтобы реально представить себе, что такое ИОС, можно рассмотреть виртуальное представительство (ВП) учебного заведения [6].
ВП представляет взаимосвязанный набор сервисных служб (программных модулей), который обеспечивает возможность подготовки и проведения учебного процесса и реализации функциональных обязанностей любой категории пользователей, главными из которых при подготовке и реализации учебного процесса преподаватель и студент. Состав и содержание информационных ресурсов определяется самим учебным заведением, а набор сервисных служб – типовым программным обеспечением «Виртуальный университет». Администрирование ВП ведет базовое учебное заведение, реализуя свою методику обучения. Таким образом, ВП – это программный комплекс, предоставляющий полный набор сервисных служб и информационных ресурсов, обеспечивающих учебный процесс в данном отдельном учебном заведении.
Основные структурные блоки ВП, относящиеся к учебному процессу, включают в себя электронную библиотеку; электронный деканат; электронную кафедру.Содержательное описание блоков Электронная библиотека и Электронный деканат приведены в монографии[7].Вопрос об идеологии построения электронной кафедры находится в стадии становления, хотя определенный задел в этом направлении уже существует[8].
|
|
В ИОС должны измениться и условия функционирования виртуальной (распределенной, экстерриториальной) кафедры, отличные от традиционных. Для того, чтобы выявить эти условия, необходимо, на наш взгляд, провести:
• Анализ организационной, методической и научной деятельности отечественных университетских кафедр и их зарубежных аналогов;
• Анализ типа, содержания и характеристик информации, обеспечивающей функционирование кафедры как эргатической системы;
• Разработку концепции распределенной (виртуальной) кафедры на базе ИКТ при реализации учебно-методической, научной, организационной и иных инновационных функций;
• Разработку структуры и принципов функционирования распределенной (виртуальной) кафедры на базе ИКТ;
• Разработку концепции кафедры в Интернет в форме сайта;
.Разработку и реализацию типовой структуры сайта кафедры как интерактивной информационной системы для обеспечения научной, методической и научно- исследовательской деятельности;
В результате решения этих задач возможно получить:
.Концепцию распределенной (виртуальной) кафедры в составе
университетского образовательного комплекса;.Типовую структуру сайта кафедры;.Методические рекомендации по организации учебной, научной и
методической работы распределенной (виртуальной) кафедры.
|
|
Как показали предварительные исследования проведенные в МЭСИ, распределенная кафедра может осуществлять свою деятельность в субъектах Российской Федерации, а также за рубежом. При этом организует обучение студентов, аспирантов, докторантов и слушателей Университета. реализуемым в программах всех уровней образования, по всем формам и технологиям обучения.
Предполагается, что кафедра будет осуществлять следующие виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы:.лекции, в том числе в поточной аудитории;.лекции в сетевых классах;.лекции в режиме теле (видео) конференций;.лекции-презентации;
.практические занятия, в том числе семинарские и лабораторные занятия во всех технологических средах, занятия в учебно-тренировочных классах и фирмах;.организацию самостоятельной (индивидуальной) работы студентов, аспирантов, докторантов, слушателей, в том числе выполнение курсового и дипломного проектирования, работу с базами данных и учебно-методической литературой, рецензирование рефератов, курсовых и дипломных проектов, формирование словарей терминов;.организацию конференций учебной группы с использованием электронной почты и телекоммуникаций, неформального общения обучаемых в ходе освоения тем курса (ЧАТ) с использованием электронной почты и телекоммуникаций;.консультации: индивидуальные и групповые (тьюториалы);.контрольные мероприятия - проведение экзаменов и зачетов в очной форме, форме в режиме OFF-LINE, ON-LINE, в режиме теле(видео)конференций;.организацию и руководство подготовкой курсовых и дипломных работ (проектов), проведение коллоквиумов;
. участие в организации итоговой государственной аттестации
выпускников;. участие в организации практики, предусмотренной государственными образовательными стандартами. Кафедра осуществляет разработку учебных курсов. По каждому предполагаемому курсу готовится рабочая программа и иные документы, регламентирующие проведение занятий по данному курсу (вопросы текущей аттестации, тематика курсовых работ, списки основной и дополнительной литературы, адреса в ЫегшЛ).
Кафедра предположительно будет осуществлять подготовку учебно-методического обеспечения образовательной деятельности, которое включает в себя: учебники;
. учебные пособия;
. авторские курсы лекций;
. сборники задач, сборники ситуационных заданий и упражнений
(са8е-8шс1у);. сборники тестов;. лабораторные и иные практикумы;. интегрированные пособия для занятий в учебно-тренировочных
классах;. руководство по изучению курса (йиёу-ешёе);. компьютерные программы;. другие материалы для организации самостоятельной работы.
Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности может располагаться на различных носителях информации (книжная продукция, СБ-КОМ, дискеты, видеокассеты, аудиокассеты) для использования в различных технологических средах (обучение гасе-1о-гасе, сетевое обучение, мультимедийное обучение).
Распределенная кафедра должна участвовать в научно-исследовательской работе по направлениям:
. научно-методическое обоснование направлений
совершенствования и развития содержания учебных курсов;
. научно-методическое обоснование направлений
совершенствования и развития содержания учебно-методического
обеспечения образовательной деятельности;
. -научно-методическое обоснование направлений
совершенствования форм и видов обучения, образовательных
технологий;. мониторинг образовательной и методической деятельности
конкурентов в Российской Федерации и за рубежом;
.организация исследований по актуальным научным проблемам в
рамках научно-педагогической школы (школ);.организация научно-исследовательской работы преподавателей,
|
|
аспирантов, докторантов и студентов;.организация научно-консалтинговой деятельности;.подготовка научных публикаций (на бумажных носителях и в
Internet) по результатам научных исследований.
Распределенная кафедра в составе университета предположительно образуется из числа лиц, осуществляющих научно-педагогическую деятельность по родственным учебным курсам в отношении студентов, слушателей, аспирантов, докторантов, обучающихся в субъектах Российской Федерации и за рубежом. Наряду с профессорско-преподавательским составом в состав кафедры включаются аспиранты, докторанты, студенты-стажеры, методисты, технологи, лаборанты.
В составе кафедры могут быть образованы лаборатории, научно-исследовательские группы и другие подразделения. Эти подразделения могут быть экстерриториальными.
Региональными преподавателями являются педагогические работники -профессора-консультанты, доценты-консультанты, старшие преподаватели-консультанты, преподаватели-консультанты, ведущие учебный процесс со студентами, аспирантами, докторантами, слушателями университета по одной или нескольким смежным дисциплинам (лекции, практические и семинарские занятия, консультации, текущая аттестация и др.) в территориально удаленных учебных центрах университета.
Кафедра должна осуществлять стратегическое и оперативное планирование своей деятельности и осуществляет свои функции во взаимодействии со структурными и функциональными подразделениями университета. Кроме того, кафедра осуществляет свою образовательную, научную и иную деятельность в единой информационно-технологической среде университета, что позволяет обеспечивать оперативное взаимодействие с другими кафедрами, структурными и функциональными подразделениями университета, сторонними организациями, региональными центрами, студентами, аспирантами, слушателями, обучающимися на удалении, а также доступ мировое образовательное пространство. При этом документооборот кафедры включается в единую технологическую схему делопроизводства университета с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.
|
|
Кафедра совместно с ее отделениями организует и ведет собственную страницу на сервере университета, где размещаются материалы о составе кафедры, включая региональных преподавателей, о ее достижениях в образовательной и научно-исследовательской деятельности, о подготовке аспирантов и докторантов, о публикациях
преподавателей, а также о работе кафедры, в том числе решения заседаний кафедры.
Все перечисленные выше элементы Э-кафедра, Э-деканат и др. совместно со студентами и преподавателями образуют информационно-образовательную среду.
Выводы
1. Информационно – образовательная среда (ИОС) - это педагогическая система (ПС) плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы финансово -экономическая, материально - техническая, нормативно – правовая и маркетинговая, менеджмента.
2.Виртуальное представительство учебного заведения, как программное обеспечение, обеспечивает реализацию учебного процесса в Интернет, главным элементом, реализующим учебно – воспитательный процесс в вузе, имеющим виртуальное представительство в Интернет, является виртуальная кафедра.
3. Понятие ИОС в нашем понимании идентично понятию система и, с нашей точки зрения, его использование в сфере образования можно допустить в метафорическом аспекте.
Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
1. Сформируйте свое видение содержательной стороны информационно-образовательной среды (ИОС), анализируя ряд приведенных определений различных авторов.
2. Раскройте содержание таких элементов ИОС как менеджмент, маркетинг, финансовая, материально – техническая, правовая.
3. Если рассматривать информационно-образовательную среду Университета, то в какую подсистему включается администрация (например, деканат).
4. Дайте характеристику информационно-образовательной среды Я.Коменского. Каково ее отличие от современной ИОС?
5. Сформулируйте понятие система, приведите характеристики и несколько примеров систем.
Литература
1. Песковский Е.А. «Неформальное образование как средство формирования готовности старшеклассников к высшему образованию.Дисс. к.пед.н.-г.Красноярск: 1997 –224с.
2. Ю. Кулюткин, С.Тарасов Образовательная среда и развитие личности. //Новые знания №1, 2001. с.6-7.
3. Основы открытого образования Т.1 Под ред В.И. Солдаткина НИИЦ РАО-676с.
4. Беляев Г.Ю. «Педагогическая характеристика образовательной среды в различных различных типах образовательных учреждений.2000г-М.:ИЦКПС
5. Плотинский Ю.М. Теоретичесие и эмпирические модели социальных процессов-М.: ЛОГОС, 1998. 280с
6. Основы открытого образования Под ред. В.И. Солдаткина
7. Тихомиров В.П., Солдаткин В.И., Лобачев С.Л. Среда Интернет-обучения системы образования России -М.: МЭСИ 2000.-318с.
8. АндреевА.А., Рубин Ю.Б. Титарев Л.Г. Кафедра в системе открытого образования Материалы конференции «Образование в информационную эпоху» -М.: МЭСИ, 2001, с.90-100