На рынке реализуются две основные формы кредита предприятиям: коммерческий кредит и банковский

Коммерческий кредит предоставляется одним функционирующим предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием такого кредита является вексель, оплачиваемый через коммерческий банк. Главная цель такого кредита - ускорить процесс реализации товаров и заключенной в них прибыли. Процент по коммерческому кредиту, как правило, ниже, чем по банковскому кредиту.

Банковский кредит предоставляется банками и другими кредитно-финансовыми институтами юридическим лицам, населению, государству, иностранным клиентам в виде денежных ссуд.

Банковский кредит превышает границы коммерческого кредита по направлению, срокам, размерам. Он имеет более широкую сферу применения. Замена коммерческого векселя банковским делает этот кредит более эластичным, расширяет его масштабы, повышает обеспеченность.

Кредитные отношения банка с клиентом строятся на принципах срочности, возвратности, платности и обеспеченности кредита и оформляются договором.

Предоставление коммерческими банками кредита предприятиям осуществляется на ос­нове кредитного договора, который иначе называют договором банковской ссуды. Пра­вила предоставления кредита, порядок, этапы и условия заключения кредитных договоров коммерческие банки разрабатывают самостоя­тельно с учетом рекомендаций и указаний ЦБ РФ.

На всякий, банковская система - это совокупность банков всех типов в рамках экономического субъекта (района, города, государства, объединения государств, мира в целом).

Банк - финансово-кредитное учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающее финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам.

Виды банков:

План производства продукции, услуг, его основные показатели

План:

- цель разработки плана производства;

- основные показатели плана производства;

- расчет загрузки и пропускной способности оборудования и производственных площадей в цехах основного производства;

- оптимизация загрузки оборудования и площадей;

- цель оптимизации.

Этот план содержит номенклатурно-количественные задания по изготовлению и выпуску продукции, оказанию производственных услуг, определяемых договорами и обеспечивающих наиболее полное использование производственных фондов.

Производственная программа определяет необходимый объем производства и реализации продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж. Она обуславливает задание по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте.

Производственная программа – директивный адресный документ, в котором определен увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс производственных мероприятий, который позволяет достичь намеченного объема выпуска продукции.

К основным показателям плана производства продукции относятся:

1. Объем товарной продукции в натуральном и стоимостном выражении.

2. Объем валовой и чистой продукции в денежном выражении.

Валовая продукция предприятия - стоимость всех готовых изделий и полуфабрикатов, изготовленных в отчетном периоде из своего материала и материала заказчика за вычетом стоимости готовых изделий и полуфабрикатов потребленных в производстве. То есть валовая продукция показывает только конечную стоимость произведенных товаров и не включает стоимость изделий потребленных внутри предприятия. Объем валовой продукции может быть определен:

Nв = Nосн + Nт.о. + Nусл +DNнзп, где

Nосн – товарная продукция основного производства; Nт.о. – технологическая оснастка (совокупность приспособлений для установки и закрепления заготовок и инструментов, выполнения сборочных операций, транспортирования заготовок, деталей или изделий); Nусл – выполняемые услуги промышленного характера на сторону; DNнзп – изменение объема НЗП на конец и начало планового периода.

К НЗП относятся незаконченная изготовлением продукция, находящаяся на различных стадиях производственного процесса в данный момент времени в цехах основного производства. НЗП является заделом, обеспечивающим бесперебойную работу данного участка. Чем больше длительность производственного цикла изготовления изделий, тем больше величина НЗП.

Товарная продукция (Объем продукции, услуг) – продукция, произведенная для реализации за пределами п/п-тия. Для расчета из валовой продукции вычитается стоимость НЗП и полуфабрикатов.

Планируемый объем товарной продукции может быть определен:

Nтов = Nреал + (Nт.к. – Nт.н.) + (Nотгр.к – Nотгр.н), где

Nреал – объем реализуемой продукции; Nт.к., Nт.н. – объем готовой продукции на складе предприятия, планируемый на конец и начало периода; Nотгр.к, Nотгр.н – объем готовой продукции, отгруженной и отправленной, но не оплаченной на конец и начало планового периода.

Реализованная продукция - продукция отгруженная покупателям и оплаченная ими в данном периоде. Реализованная продукция включает часть стоимость товарной продукции предшествующего периода, если оплата за неё произведена в текущем периоде.

Чистая продукция – показатель объема производства п/п в денежном выражении за определенный период времени, характеризующий стоимость вновь созданного продукта. Представляет собой разность между объемом валовой продукции и материальными затратами (сырье, материалы, топливо) в ценах конечного потребления. ЧП = ВП – Мат. затраты. Чистая продукция отражает вклад предприятия в создание национального дохода страны, т.к. учитывает только добавленную стоимость.

При планировании производства продукции используются натуральные, условно-натуральные, трудовые, стоимостные показатели.

Объем продукции в стоимостном выражении планируется как в рыночных, так и в неизменных сопоставимых ценах. Сопоставимые цены - условно постоянные цены, чаще всего привязанные к ценам определенного периода, года. Применяются в экономическом анализе для сопоставления объемных показателей производства и потребления, доходов и расходов в разные годы с тем, чтобы избежать в таком сравнении влияния ценового фактора.

При составлении программ производства продукции рассчитывают потребность предприятия (цеха, участка) в оборудовании (площадях) и характер загрузки с целью выявления и устранения диспропорций.

Для определения возможностей выполнения предприятием производственной программы проводятся объемные расчеты, целью которых является сопоставление пропускной способности оборудования и производственных площадей в цехах, рассчитанных по планируемой программе, с действительными (располагаемыми, имеющимися) мощностями. Сопоставлением загрузки оборудования и его пропускной способности определяется коэф. загрузки оборудования по группам:

Кз.об. = Qn / Pn, где

Qn – загрузка n-ой группы оборудования в станко-часах, нормо-часах,

Pn - пропускная способность каждой n-ой группы оборудования.

Если Кз.об. > 1, то данная группа оборудования не справится с планируемой программой. В этом случае следует предусмотреть (разработать) мероприятия по снижению Qn, либо за счет интенсивных факторов, т.е. сокращения норм времени, либо за счет увеличения Pn, т.е. за счет экстенсивных факторов роста мощности.

Недогрузка оборудования снижает эффективность его использования, отрицательно влияет на показатели использования основных фондов, увеличивает себестоимость продукции.

Оптимальная загрузка оборудования различна в зависимости от типа производства. В единичном производстве ей соответствует коэффцициент загрузки 0,75, в серийном – 0,85, в массосвом – 0,95.

Объемные расчеты в литейных и сборочных цехах производятся по загрузке и пропускной способности площади этих цехов.

Например, загрузка сборочных площадей:

Qпл = SNi * Si * Тпр, где

Ni – количество собираемых изделий i-го наименования

Si - площадь, необходимая для сборки единицы изделия i-го наименования

Тпр – длительность производственного цикла сборки i-го изделия

Пропускная способность сборочных площадей:

Рплощ = Sц * Fд, где

Sц – производственная площадь цеха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: