Структура местных органов управления концентрация и деконцентрация

Местное управление может быть концентрированным либо деконцентрированным.

Принцип концентрации распространен повсеместно и состоит в том, что пределах территории ответственность за местное управ­ление возложена на орган общей компетенции. Он ведает всеми отраслями управления на подведомственной территории. Под началом этих органов - губернаторов, мэров, советов, местных собраний - находятся прочие административные учреждения, которые отвечают за отдельные области управления. Деконцентрация организационно разделяет органы местного управления по отраслевому принципу. B отдельных отраслях образуются свои административные учреждения. Они не находятся в прямом подчинений у мэра, префекта и прочих органов общей компетенции. Для специализированных органов управления обычно обра­зуются административные округа, границы которых не обязательно совпадают c общим административно-территориальным делением. Деконцентрация распространена в США. Территория штатов делится не только на графства, тауны, но и на специальные административные округа - школьные, дорожные. B пределах этих округов, которые, кстати, выходят за границы административно-территориальных единиц, имеются свои выборные или назначаемые органы управления, ведающие здравоохранением, социальным обеспечением, образованием.

Возможно также, что в пределах одной территориальной единицы действуют не соподчиненные, раздельно избираемые либо назначаемые специализированные учреждения - шериф, управ­ляющий местной полицией, казначей, обеспечивающий исполнение местного бюджета и сбор налогов; руководители пожарных и социальных служб.

Структура органов местного управления обнаруживает закономерность, которая знает немногие исключения - ее можно образно определить как повсеместную "власть советов". Иными словами, почти везде в административно-территориальных единицах действуют выборные коллегиальные органы, представляющие интересы местного населения. Они носят разные наименовании - ассамблеи представителей, муниципальные собрания, но, в большинстве случаев, эти органы называются советами. Предста­вительный орган местного управления - обычный элемент структуры муниципалитета.

Малочисленные муниципальные общины часто обходятся без выборного представительного органа, a вместо него проводят собрания жителей. B этом случае собрание само является органом управления. Например, по законодательству Франции в коммунах c числом жителей менее 500 человек советы не избираются. А если население коммуны не превышает двух тысяч жителей, то вопрос o необходимости выборного совета решается по их усмотрению. B Новой Англии (США) по общему правилу избрание местных советов (советов наблюдателей тауна) обязательно, если численность населения тауна превышает 4000-5000-человек. При меньшей численности вместо совета решения принимает собрание (таун­митинг). "В общинах выборный представительньп3 орган может быть заменен общинным собранием", - говорится в ст. 28 Основного закона ФРГ.

Представительные органы или собрания работают периодически. Постоянной административной деятельностью занимаются испол­нительные органы. Иными словами, структура местного управления, как правило, такова, что в ней имеются две части - представительная и административная. Они различаются по составу. B советах и муниципальных собраниях участвуют лица, которые не являются профессиональными администраторами. В соcтавe исполнительных органов работают служащие.

Местная, администрация строится по принципу единоначалия либо на коллегиальной основе. Единоначально организованную администрацию возглавляет должностное лицо, осуществляющее общее руководство исполнительным аппаратом - мэр, бургомистр. Ho в китайской или итальянской провинции учреждены колле­гиальные административные органы - правительство, джунта; в шведских коммунах исполнительным органом совета является правление.

Функции муниципальных советов и администрации разделены. Решения по вопросам бюджета, местных налогов и иные акты, обязывающие жителей муниципалитета, принимает совет. Текущее управление коммунальным хозяйством, санитарным делом, полицией относится к ведению администрации. Между этими, приблизительными, перечнями вопросов есть пространство, которое заполняют многочисленные управленческие функции. Они, в различных соотношениях, входят в компетенцию либо советов, либо администрации.

В системах местного управления, обособивших предста­вительные органы и администрацию, существует проблема взаимоотношений между ними. B одних стpанax устанавливается разделение полномочий совета и администрации. Отношения между ними подобны тем, что установлены между главой госудаpствa и парламентом при разделении властей. Совет и администрации формируются и действуют относительно независимо друг от друга. Губернатора, префекта избирает население либо назначают выше­стоящие административные органы. По этой причине они не подчинены совету и не ответственны перед ним. Совет и администрация сотрудничают и взаимно контролируют друг друга. Мэр, губернатор назначает административный аппарат и местные чиновники отвечают за свою деятельность перед ним, но не перед советом.

Другие системы местного управления позволяют предста­вительным органам избирать, обычно из состава депутатов, муни­ципальную администрацию. Избираемый советом администратор согласует с депутатами вопрос o назначении подчиненных чиновников. Возможно, что местный совет избирает не только руководителя администрации, но и всех ответственных чиновников, которые в совокупности образуют коллегиальный орган управления.

Не во всех странах представительская функция и профессиональное управление разграничены. Это отражается на струк­туре муниципальных органов. Формируется один орган, который представляет интересы местного населения и, в то же время, является административным учреждением. Так, английские приходы избирают советы из 3-5, a иногда и большего числа членов. Советы принимают коллегиальные решения по вопросам местного управления. Кроме того, советники распределяют между собой сферы управления и каждый из них осуществляет контроль в своей отрасли. Советники возглавляют отраслевые комитеты (комиссии) и руководят деятельностью муниципальных служащих.

17. ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ. УЧАСТИЕ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ B ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Немаловажное значение для государственного права представляет вопрос об участии местного управления в финансово-хозяйст­венных отношениях. Государство не заинтересовано в появлении конкурентов, которые могли 6ы помешать проведению фискальной политики, a также субъектов, способных к непредсказуемому поведе­нию в сфере управления экономикой, собственностью и прочими подобными делами.

Имеется несколько основных источников финансирования нужд местного управления. Совокупность этих источников, в различном сочетании, формирует местный бюджет и прочие фонды местного управления.

Пожалуй, наиболее существенным каналом финансовых поступ­лений в местные бюджеты являются налоги. Субъекты федерации имеют право осуществлять собственное налогообложение, если иное не установлено условиями образования союзного государства. Муниципалитетам тоже может быть предоставлено право вводить и взимать местные налоги, перечень и пределы которых устанав­ливаются законом государства.

B числе местных налогов ocoбoе место отводится налогам на имущество, недвижимость. Применяется и другой способ привле­чения налоговых средств в местные бюджеты - например, в Норвегии государство зачисляет коммунам долю от централизованно установленных налогов (около 15 %). Это, естественно, обеспечивает заинтересованность муниципалитетов в проведении государственной налоговой политики. B Германии земли также получают часть сумм поступающих от федеральных налогов; однако и доля местных налогов взимается в бюджет федерации. Это позволяет сбалансировать налоговую политику, выровнять финансовое положение территорий, имеющих неодинаковый уровень экономического развития.

B состав местных бюджетов поступают сборы от компаний, пользующихся энергетическими и транспортными сетями, инфра­структурой, a также компенсации за размещение опасных и экологически вредных объектов.

Местные финансы пополняются также и за счет центра­лизованных поступлений, которые можно условно разделить на два вида - субсидии и субвенции. Государство предоставляет субсидии для того, чтобы покрыть общий недостаток местного бюджета. Субвенции представляют собой централизованно оказываемую финансовую помощь в виде средств, подлежащих целевому исполь­зованию. Субвенция - это средства (субсидия), предоставленные под условием (конвенцией) того, что территория израсходует их на дорожное строительство, развитие отдельных видов производств, реконструкцию городского хозяйства и архитектуры и прочие конкретные цели, в которых обоюдно заинтересованы и государство, и муниципалитет.

Используется и такой источник финансирования, как местные займы. C целью привлечения средств на реализацию какой-либо дорогостоящей программы, в которой заинтересованы население, предприниматели, муниципалитет выпускает и распространяет долговые обязательства, облигации. Возможно, что лица, приобре­тающие облигации, получают право пользоваться преимуществами, например, льготами в приобретении объектов недвижимости, созданных за счет займа.

B большей или меньшей мере муниципалитеты участвуют в хозяйственных, предпринимательских отношениях. Масштабы хозяйственной активности муниципалитетов различаются, поскольку не всякая территория имеет обширные материальные ресурсы и далеко не каждое государство поощряет местное управление к выходу на рынок.

Во многих странах хозяйственная деятельность муници­палитетов довольно строго ограничена, связана разрешительным принципом регулирования. Государство относится к этой деятель­ности c некоторым недоверием. Более предпочтительным считается частное хозяйствование. Например, в США существуют частные компании, обслуживающие системы энергоснабжения, связи и прочие виды жизнеобеспечения территорий и даже частные тюрьмы.

Таким образом, в ряде стран полагают, что муниципалитет должен не зарабатывать доходы, a давать предпринимателям воз­можность развивать экономику на муниципальной территории. Муниципалитет должен взимать налоги и тратить средства на местные нужды. Так, во Франции коммунам разрешено учреждать хозяйственные службы только в случае, когда они предназначены для удовлетворения общих потребностей, особенно в области санитарии - прачечные, бани, бассейны. Допускается организация столовых и лечебных учреждений для бедняков. Кроме того, оказание муниципальными предприятиями услуг населению разрешается при том условии, что частный бизнес предоставляет подобные услуги по завышенным ценам или не обеспечивает их удовлетворительного качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: