План:
условия совершенной конкуренции – чистая конкуренция;
понятие несовершенной конкуренции;
рынок монополистической конкуренции;
олигополия;
чистая монополия.
Конкуренция - соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Конкуренция – присутствие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов дает возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его.
Условия совершенной конкуренции – чистая конкуренция
Условия совершенной конкуренции определяются следующими предпосылками:
1. Большое количество продавцов и покупателей, ни один из которых не имеет заметного влияния на рыночную цену и количество товара. Конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспособиться к ней. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции, как при большем, так и при меньшем объеме производства.
2. Каждый продавец производит однородный продукт, который ни в каком отношении не отличим от продукта других продавцов. Например, наличие торговой марки ставит продавца в привилегированное, монопольное положение, а это уже не свободный рынок. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции.
3. Барьеры для входа в рынок (и ухода с него) отсутствуют: нет ни законодательных, ни технологических, ни финансовых препятствий, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.
4. Никаких искусственных ограничений спроса, предложения, или цены не существует и ресурсы - переменные факторы производства - мобильны.
5. Каждый продавец и покупатель владеет полной и правильной информацией о цене, количествах продукта, затратах, и спросе на рынке.
Ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение.