Возрождением (фр. renaissance — возрождение) называют переход от средних веков к Новому времени, охватывающий несколько столетий (Италия ХIV–ХVI вв., другие европейские страны ХV–ХVI вв.). Возрождались философия, литература и искусство Древней Греции. На этой основе заново сложились философские принципы – антропоцентризм, гуманизм и эстетизм. Культура Возрождения имела преимущественно эстетический характер и определялась в первую очередь развитием литературы и живописи. Здесь можно назвать имена Франческо Петрарки (1304–1374), Джованни Боккаччо (1313–1375), Мигель де Серваитес (1547–1616), Вильям Шекспир (1564–1616), энциклопедическим памятником Возрождения стал роман Франсуа Рабле (1494–1553) «Гаргантюа и Пантагрюэль». М. М. Бахтин считал, что это «роман – величайшая попытка построить образ растущего человека в фольклорном народно-историческом времени».
Наивысшие художественные достижения Возрождения связаны не только с литературой, но и живописью, представленной такими именами, как Рафаэль Санти (1483–1520), Леонардо да Винчи (1452–1519), Микеланжело Буонарроти (1475–1564), Тициан Вечнеллио (1490–1576). Леонардо считал живопись внучкой природы: «…все видимые вещи были порождены природой, и от этих вещей родилась живопись…».
|
|
В философии итальянского Возрождения различают следующие периоды:
- раннее Возрождение
- период расцвета или Высокое Возрождение
- позднее Возрождение.
Ключевой фигурой философской мысли Возрождения был Николай Кузанский (1401–1464).
Кузанец отходит от ортодоксальных схоластических идей в толковании Бога и развивает идеи, близкие к античному пантеизму, деперсонализирует Бога, который выступает у него как «абсолютный максимум», потенциальная бесконечность. В то же время он есть и абсолютный минимум. Бог представляет собой единство противоположностей абсолютного максимума и абсолютного минимума. Бог есть единство причины и следствия, т. е. творящего и сотворенного. Бог пребывает во всем («все во всем»), фактически он пришел к пантеизму – учению, отождествляющему Бога с мировым целым, что, свидетельствует о единстве мира.
Концепция человека как «микрокосма» есть следствие из этих предпосылок. Человек есть диалектическое единство конечного и бесконечного, конечно-бесконечное существо. Значение философии Николая Кузанского состоит в его попытке судить о мире на основе принципа посюсторонности при опоре на очевидные истины математики.
Диалектические, гносеологические, онтологические и этические идеи итальянской возрожденческой философии оказали значительное воздействие на развитие философии этой эпохи в других европейских странах и явились фундаментом для возникновения философского мышления Нового времени.