ВВЕДЕНИЕ.. 3
Тема 1. Предмет, структура и функции философии.. 28
Тема 2. Возникновение философии и основные этапы ее развития 42
Тема 3. Основные школы и направления современной философии 75
Тема 4. Философское учение о бытии.. 86
Тема 5. Философские теории развития.. 99
Тема 7. Познание как философская проблема.. 128
Тема 8. Философский образ научного знания.. 145
Тема 9. Характерные черты и многообразие форм научного познания. 173
Тема 10. Философские проблемы развития научного познания и науки 192
ТЕМА 11. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 219
Тема 12. ОБЩЕСТВО КАК САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ И САМОРЕГУЛИРУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА. 237
Тема 13. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКе.. 259
ТЕМА 14. Культура и цивилизация.. 278
Тема 15. Технический и общественный прогресс.. 288
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…………………….304
1 Монтень М. Опыты. М.; Л.: Госполитиздат, 1954. Кн. 1. С. 209.
1 Марков Б. В. Философия: Учеб. пособие. СПб.: Бельведер, 2003. С. 11.
1 См.: Тульчинский Г.Л. Современная гуманитарная парадигма: гуманитарность против гуманизма? // Философский Петербург. М.: Гуманитарий, 2004. С. 416–417.
|
|
[1] Проблемы информационно-психологической безопасности / РАН. Ин-т психологии. М., 1996. С. 48.
[2] Под симулякром понимаются артефакты (искусственно созданные объекты), внешне имитирующие объекты феноменологической реальности и функционально замещающие их. (См.: Кортунов В. В. Бегство от реальности (или Оборотная сторона телекоммуникационных технологий). М.: Б. и., 2003. С. 42).
1 Именно фрагментов, ибо общие проблемы бытия изучает философия.
2 Вавилов С. И. Собр. соч. М.: Наука, 1956. Т. III. С. 38–39.
1 Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. С. 388.
1 Учение о Софии как высшей мудрости.
1 С этой точки зрения, выражение «уроки истории» бессмысленно.
1 Смысл открытия состоит в том, что после того как неким навыком (навыком мытья орехов) овладевает критическая масса особей (100 особей), указанный навык скачкообразно распространяется на всех особей вида (всех японских макак, проживавших на архипелаге и не входивших в непосредственный контакт с тестовой группой).
1 Бранский В. П. Философия физики XX в. СПб.: Политехника, 2003. С. 192–193.
1 Речь не идет о математической абстракции количества.
1 В работах последнего десятилетия упоминается также постнеклассический идеал научности, но этот концепт еще недостаточно разработан.
1 При изучении данной темы и в ходе подготовки к семинарскому занятию студентам рекомендуется изучить нравственные категории по «Философскому словарю» или по «Философской энциклопедии».
1 Агацци Э. Ответственность – подлинное основание для управления свободной наукой // Вопросы философии. 1991. № 1. С. 30.
|
|
1 Агацци Э. Указ. соч. С. 39
1 Гольбах П. Избранные произведения: В 2 т. М.,1963. Т. 2. С. 26.
2 Там же. С. 29.
1 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т.1–50. М.: Политиздат, 1955–1981. Т. 46.
1 Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. М.,1991. Т. 2. С. 63.
2 Гольбах П. Избранные произведения: С. 88.
1 Маркс К. и Энгельс Ф. Т. 3 С. 19.
[3] Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Спб., 1903. С. 220.
1 Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. М.: Мысль, 1993. Т. 1. С. 264–265.
1 Варывдин В. А. Основы права. Изд.2-е. М.,1995. С. 5.
2 Коваленко А. И. Основы государства и права. М.,1997. С.26.
1 Капхен Ч. Закат Америки уже скоро. М., 2004. С. 112.
1 Маркс К. и Энгельс Ф. Т. 13. С. 7.
1 Маркс К. и Энгельс Ф. Т. 6. С. 441.
2 Там же. Т. 23. С. 10.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Т. 23. С. 7.
2 Термин «социализм» появился в 1834 г. К середине XIX в. «социалистами» стали бывшие феодалы, крупная буржуазия, мелкая буржуазия и другие общественные слои. Чтобы отличать свое учение от множества «социализмов», К. Маркс назвал его «коммунизмом».
1 Маркс К. и Энгельс Ф. Т. 3. С. 4
1 Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль,1990. С. 159
2 Там же. С. 161.
3 Т. е. во времени существования людей в земных условиях жизни.
4 Бердяев Н. А. Указ. соч. С. 159.
5 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. С. 263.
6 Там же.
1 Ясперс К. Указ. соч.
2 Бердяев Н. А. Смысл истории. С. 161.
1 Достоевский Ф. М. Дневник писателя. М., 1990. С. 56.
1 Гесиод. О происхождении богов. М., 1972. С. 172, 173–174.
1 Бердяев Н. А. Смысл истории. С. 147.
2 Тюрго А. Р. Избранные философские произведения. М.,1937. С. 58.
3 Кондорсе Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М.,193б. С.12.
4 Там же. С. 255, 227.
5 Там же. С. 228.
1 Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М.: Мысль, 1974–1977. Т. 3. С. 370.
2 Гегель Г. В. Ф. Соченения: В 14 т. М.-Л., 1929–1959. Т. 8. С. 27.
3 Там же. С. 19.
1 Маркс К. и Энгельс Ф. Т. 18. С. 6.
1 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. С. 143.
2 Маркс К. и Энгельс Ф. Т. 20. С. 116.
1 Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. М., СПб.: Изд–во АСТ, 2004. С. 25.