Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обусловливающей существование менеджмента.
М.Х. Мексон, М.Альберт, Ф.Хедоури.
Основы менеджмента
Тема «организация» является центральной для каждой дисциплины менеджмента, для каждой специальности. В данном пособии дается план и опорный конспект лекций при изучении данной темы в курсе «Менеджмент» для студентов неэкономических специальностей.
При изучении дисциплины «Менеджмент» студент должен обладать базовыми знаниями по следующим, ранее изученным предметам: «Обществознание», «Экономика», «Отечественная история», «Социология».
В данном пособии автор большое внимание уделяет контролю и закреплению полученных знаний, включено много практических заданий, позволяющих студентам развить свое образное мышление. Большинство заданий делается в группах, таким образом, на практике отрабатывается еще одна тема курса «Методы принятия управленческих решений».
Курс экономики является базовым для менеджмента, поэтому студенты изучали его ранее. В курсе экономика рассматривали термин предприятие (фирма) в системе рыночных отношений.
|
|
В менеджменте центральным звеном является организация.
В чем разница между этими значениями?
В соответствии с ГК РФ, ст.132. Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. 2. Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, предприятие представляет собой единый комплекс, включающий следующие составляющие: имущество (здание, оборудование, инвентарь, товарно-материальные запасы), экономику (взаимоотношения с поставщиками ресурсов, покупателями готовой продукции, эффективность работы предприятия), социальный аспект работы (трудовой коллектив, взаимоотношения с трудовым коллективом, профсоюзами). [1]
Свой имущественный комплекс предприятие использует для осуществления хозяйственной деятельности, получения прибыли, достижению поставленных ранее целей.
|
|
Теперь разберемся с термином организация.
Организация – это сознательное объединение людей для достижения определенных целей. В менеджменте рассматриваются организации, являющиеся юридическими лицами (см. признаки юридического лица из курса экономики.)
Вывод – при изучении менеджмента понятия «организация» и «предприятие» взаимозаменяемые. При изучении организации в менеджменте более подробно рассматривается социальные аспекты взаимодействия людей.
При изучении данной темы студент должен
Знать
-формулировки основных терминов темы.
-принципы классификации организаций
-факторы внешней и внутренней среды организации
-сущность организационного планирования, его этапы
- принципы установления целей организации
- требования к миссии и видению организации
- принципы построения дерева целей
- все виды организационных структур.
- принципы построения команды
- методы принятия коллективных управленческих решений.
Уметь
- применять знания, полученные ранее при изучении других дисциплин, в данной теме
- объяснить разницу между понятиями предприятие, организация, учреждение.
- своевременно выявлять изменения во внутренней и внешней среде организации
- определять, какая организация является коммерческой, а какая – нет.
-объяснить, зачем организации формировать миссию и видение
- определять разницу между линейными и функциональными связями
- выбрать необходимую организационную структуру для конкретной организации
- создать команду и работать в команде