Центральная часть студийной работы. Разворачивается логическая цепь размышлений: обобщаются факты, определяются понятия, выводятся суждения, производятся умозаключения, иллюстрируются выводы, проверяются мысленно практикой, проецируются возможные изменения хода и характера реального воспитания согласно сделанным выводам.
Способ выстраивания экспликации сегодня общеизвестен: ставятся вопросы один за другим:
§ «что?» — что за явление? каковы его существенные признаки? какова его форма проявления? каковы связи с другими явлениями?
§ «почему (зачем)?» — почему оно существует? зачем оно создано людьми? педагогами?каково его основное назначение в жизни?
§ «где?» - в каких сферах воспитательного процесса или в какой сфере личностного разития располагается данное явление?
§ «когда?» — в какой период жизни данное воспитательное явление разворачивается? при каких условиях присутствует?
§ «как?» — как организуется взаимодействие с данным явлением? как организовать данное проявление?
И рассматриваемое явление предстает перед слушателями в своем сущностном виде.
Нередко все это оформляется в виде схемы, графика, условной формулы, символического знака или условной картинки. Последнее важно для запоминания, для последующего обдумывания нового вопроса. Бесспорно, к каждому из положений должна приготовляться иллюстрация в виде «картинки» из реальной практики воспитания.