- Получение представления:
• о принципах физического взаимодействия повреждающих предметов с организмом человека и его проявлениях при основных видах механической травмы;
• об особенностях экспертного исследования трупа при наличии повреждений, причиненных твердыми тупыми и острыми предметами, задачах, стоящих в этом случае перед экспертом, и путях их решения;
• о принципах построения судебно-медицинского диагноза и выводов в случаях смерти от механической асфиксии.
- Приобретение знаний:
• общих вопросов травматологии (определения понятий, классификации повреждений и видов травматического воздействия, причины и генез смерти в случаях механических повреждений и т.д.);
• механизмов образования повреждений твердыми тупыми предметами и орудиями с режущими, колющими, колюще-режущими, рубящими, пилящими и комбинированными свойствами;
• механизмов образования и особенностей повреждений мягких покровов в зависимости от свойств травмирующей поверхности предмета и условий его воздействия, диагностических и дифференциально-диагностических признаков повреждений мягких покровов;
• механизмов образования и особенностей повреждений костей в зависимости от свойств травмирующей поверхности предмета и условий его воздействия, дифференциально-диагностических признаков «локальных» и «конструкционных» переломов;
• умения выявлять и описывать характер травматического повреждения челюстно-лицевых костей;
• механизмов образования переломов челюстно-лицевых костей;
• механизмов образования и особенностей повреждений внутренних органов;
• правил экспертного исследования механических повреждений;
• структуры выводов (заключения) при экспертизе повреждений причиненных твердыми тупыми и острыми предметами.
- Формирование умения (навыка):
• описания и оценки морфологических признаков повреждений мягких покровов, костей и внутренних органов от воздействия твердыми тупыми и острыми предметами;
• диагностирования вида повреждения, механизма его образования и установления свойства травмирующего орудия по морфологическим признакам повреждения;
• установления причины смерти при механических повреждениях и причинно-следственной связи между повреждением и смертью;
• формулирования судебно-медицинского диагноза и составления выводов (заключения) эксперта.
План занятия
1. Продолжительность занятия -135 мин.(3 ч)
2. Вступительное слово преподавателя - 5 мин
3. Контроль исходного уровня знаний по тестовым пунктам и задачам - 30 мин
4. Закрепление знаний морфологических признаков повреждений по
препаратам, муляжам и таблицам - 15 мин
5. Самостоятельная работа студентов по описанию макропрепаратов - 25 мин
6. Приобретение навыков составления экспертных выводов по
материалам карт-заданий - 25 мин
7. Обсуждение выполненной работы по составлению экспертных
выводов - 25 мин
8. Подведение итогов занятия - 10 мин
Каждый студент, после разбора теоретической части темы, получает макропрепарат для описания и составления экспертного заключения, а также индивидуальную
карту - задание для составления экспертных выводов.
Литература
Обязательная литература
1.Судебная медицина: Учебник для стом. фак. мед. вузов / Под ред. Г.А. Пашиняна.- М.:ГЭОТАР, 2001.- 320 с. (серия «XXI век»);
3.Руководство к практическим занятиям по судебной стоматологии: учебное пособие / Г.А. Пашинян, Г.М. Харин, П.О. Ромодановский. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 216 с.: ил.
Дополнительная литература
1.Руководство по судебной медицине под ред. Томилина В.В., Пашиняна Г.А.
2.Судебно-медицинская травматология / Под ред. А.П.Громова, В.Г.Науменко.- М.: Медицина, 1977.
3.В.Н. Крюков Основы механо - и морфогенеза переломов. – М.: Медицина, 1986
4.Ю.А.Солохин Общие вопросы судебно-медицинской травматологии. - Учебно-методическое пособие. - РГМУ, 2004.-28с.