Термины. Формационная модель – это такая модель развития общества, которая основывается на единстве исторического времени для всех участников исторического процесса и

Формационная модель – это такая модель развития общества, которая основывается на единстве исторического времени для всех участников исторического процесса и общезначимости законов развития общества для всех народов и культур.

К формационным можно отнести модели развития исторического процесса Гегеля, Конта, Маркса и др.

Ноосфера (от гр. Нус, т. е. ум) – термин введен как однопорядковый с такими понятиями, как литосфера, гидросфера, биосфера. Означает формирование разума в качестве космической силы. Использовался в традиции Русского космизма (Вернадский), а также в традиции неотомизма (Тейяр Де Шарден).

Европоцентризм предполагает: а) ход исторического развития человечества поступателен; б) универсален; в) прогресс человеческого общества наиболее полно осуществляется в рамках европейской цивилизации, которая является основным носителем универсальных общечеловеческих ценностей.

Концепция Е относится к фундаменталистским. Аналогичные воззрения можно обнаружить среди фундаменталистов любой культуры – Китая, России, исламского мира.

Культура. В научной традиции существуют сотни определений культуры. Практически это означает, что всякий автор, писавший на данную тему, вводил собственную дефиницию. Буквальное значение термина обозначает возделывание и относится к сельскохозяйственным культурам. В современных условиях многие авторы под культурой понимают всю искусственную среду, созданную людьми (так называемую «вторую природу»).

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные модели развития человеческого общества?

2. Какие авторы, занимавшиеся философией истории, придер-живались теории формаций?

3. Каковы основные подходы к проблеме общественного прогресса?

Литература

1. Перов, Ю. В. Историчность и историческая реальность / Ю. В. Перов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.

2. Бердяев, Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. – М.: Прогресс, 1990.

3. Гайденко, П. П. История и рациональность / П. П. Гайденко, Ю. А. Давыдов. – М.: Политиздат, 1991.

4. Гуревич, А. Я. Теория формаций и реальность истории // Вопросы философии. 1990. – № 11. – С. 3–43.

5. Гуревич, П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич.– М.: Аспект Пресс, 1994.

6. Данилевский, Н. Л. Россия и Европа / Н. Л. Данилевский. – М.: Наука, 1991.

7. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1996.

8. Конев, В. А. Философия культуры и парадигмы философского знания / В. А. Конев // Философские науки. – 1991. – № 6. – С.

9. Марков, Б. В. Философия / Б. В. Марков, К. С. Пигров. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.

10. Межуев, В. М. Культура и история / В. М. Межуев. – М.: Политиздат, 1997.

11. Лотман, Ю. М. Kультура и взрыв / Ю. М. Лотман. – М.: Гнозис, 1992.

12. Ортега-и-Гассет, X. История как система / Х. Ортега-и-Гассет // Вопросы философии. – 1966. – № 6. – С. 5.

13. Самосознание европейской культуры в ХХ веке. – М.: Изд-во полит. лит., 1991.

14. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. – М.: Прогресс, 1992.

15. Сравнительное изучение цивилизации. Хрестоматия. – М.: Аспект пресс, 1999.

16. Тойнби, А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. – М.: Прогресс-Универс, 1996.

17. Философия и история культуры. – М.: Мысль, 2005.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: