Тема: Дискурс-анализ как парадигма в изучении языкового общения
Цель: познакомить студентов с дискурс-анализом как парадигмой в изучении языкового общения.
Задачи:
- изложить методологию исследования дискурса,
- рассмотреть авторскую нотационную систему транскрипции устного дискурса (ТРУД), предложенную М.Л. Макаровым.
Содержание лекции:
3. МЕТОДОЛОГИЯ ДИСКУРС-АНАЛИЗА
3.1 Общие проблемы сбора материала
3.2 Общие проблемы транскрипции
3.3 Парадокс наблюдателя
4. СИСТЕМА ТРАНСКРИПЦИИ УСТНОГО ДИСКУРСА
4.1 Общие критерии и принципы транскрипции
4.2 Существующие нотационные системы
4.3 Запись вербальных компонентов
4.4 Запись невербальных компонентов и общая композиция
4.5 Система «ТРУД»: транскрипция устного дискурса
Литература:
М.Л. Макаров. Основы теории дискурса.— М.: ИТДГК «Гнозис», 2003.— 280 с.
Электронный ресурс - https://yanko.lib.ru/books/cultur/makarov-osnovu_teorii_diskursa-8l.pdf
Лекция №5
Дискурс-анализ как парадигма в изучении языкового общения
(продолжение)
МЕТОДОЛОГИЯ ДИСКУРС-АНАЛИЗА
|
|
Truth is stranger than fiction, but it is because fiction is obliged to stick to possibilities; truth isn't.
M. TWAIN, «Pudd'nhead Wilson's New Calendar»
Вопросы использования тех или иных методик и приемов сбора обработки и транскрипции лингвистического материала помимо своего прикладного, практического значения, важны теоретически, потому что дискурс-анализ выступает не только как теория языкового общения, но и как инструмент познания, возможности которого выходят за узко лингвистические рамки.