Другие принципы развития

На основе наблюдений Гезелл предлагает несколько других прин­ципов роста. Мы рассмотрим три: взаимное переплетение, функци­ональную ассимметрию и саморегуляцию.

Взаимное переплетение. Все в человеке формируется по зер­кальному принципу: у нас есть два полушария мозга, два глаза, две руки, две ноги и так далее. Наши действия также отличаются дуа­лизмом, когда мы сгибаем или распрямляем части нашего тела. «Вза­имное переплетение» характеризует процесс развития, при котором две тенденции постепенно достигают эффективной организации. На­пример, при развитии управления руками, младенец сперва пользу­ется одной рукой, затем обеими вместе, затем предпочитает брать другой рукой, затем берет обеими руками вместе и так далее, пока в конце концов не достигается доминирование одной из рук. Это свой­ство предпочтений «туда и сюда» наводит нас на метафору плете­ния, отсюда и термин «взаимное переплетение». Гезелл показывал, как взаимное переплетение описывает формирование паттернов разного рода поведения, в том числе визуальное поведение, ползание, ходьбу (Gesell, 1945, р. 342-349).

Гезелл также считал, что взаимное переплетение характеризует рост личности. Здесь мы видим, как организм интегрирует тенденции интровертности и экстравертности. Например, ребенок, сосредоточенный на себе в возрасте 3 лет, в 3 с половиной года делается интровертом, робким и застенчивым. За этим периодом интроверсии следует откат к экстраверсии в возрасте 4 лет, и эти две тенденции в конце концов объединяются и приходят в равновесие к 5 годам. Такие циклы возникают в младенчестве и продолжаются, по крайней мере, до 16 лет. Организм временно теряет свое равновесие по мере того, как расширяется во внутренние и внешние сферы, но затем переформирует себя на новых уровнях (Gesell, 1952, p. 16-20).

Функциональная асимметрия. Следовательно, в процессе вза­имного переплетения мы начинаем приводить в равновесие двой­ственность нашей природы. Тем не менее мы редко достигаем полно­го равновесия или симметрии. В действительности степень асимметрии строго функциональна; мы ведем себя наиболее эффективно, когда смотрим на мир с одной стороны, действуем одной рукой и так далее.

Асиметричная тенденция у младенца видна в тоническом реф­лексе шеи, рефлексе, который Гезелл открыл у людей. Гезелл отме­тил, что дети предпочитают лежать, повернув голову на одну сто­рону, и когда они так делают, то автоматически принимают позу тоническогого рефлекса шеи. Они вытягивают руку в ту сторону, куда повернута их голова (как будто смотрят на руку) и сгибают другую руку за головой. Тонический рефлекс шеи доминирует в первые три месяца после рождения и затем ис­чезает, при этом нервная система получает новое развитие (Gesell, 1945, р.349-354).

Саморегуляция. Гезелл верил, что механизмы внутреннего развития настолько сильны, что организм может до определен­ной степени регулировать свое собственное развитие. В других сериях исследований он показал, как младенцы могут регулиро­вать свои циклы питания, сна и бодрствования: когда младенцам разрешали самим решать — сосать ли им или спать, им постепен­но требовалось все реже питаться, и они дольше бодрствовали днем. Прогресс не происходит по прямой; наблюдалось много колебаний, в том числе и регресса. Но дети постепенно выраба­тывали стабильное расписание (р.358-364).

Гезелл также писал о саморегуляции с несколько другой точки зре­ния, сосредоточившись на способности организма поддерживать общую целостность и равновесие. Рост, разумеется, также включает и отсутствие равновесия. Мы видели сопоставимые колебания и в развитии личности, когда после периодов стабильности следуют период нестабильнocти, а фазы интровертности и экстравертности сменяют друг друга. Возникает напряжение, когда дети сталкиваются с чем-то неизвестным. Однако механизмы саморегуляции всегда сра­батывают так, чтобы изменение организма никогда не заходило слишком далеко в одном направлении прежде чем не приобретет равновесия, и чтобы он всегда укреплял свои приобретения прежде чем снова двигаться вперед.

Из-за процессов внутренней саморегуляции дети порой сопротивляются нашим усилиям обучить их чему-то новому. Как, бyдто что-то внутри говорит им не учить так много так быстро. В процессе развития организму требуется сохранять свою целостность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: