Природа и образование

Монтессори считала, что, хотя дети ходят в школу, они все же нуждаются в тесном контакте с природой. Монтеcсори говорила, что ребенок сильнее связан с природой, чем мы, взрослые, и больше получает от контакта с ней. На природе ребенок становится тихим и внимательным, развивая способность к терпеливому наблюдению. Природа оказывает благотворное эмоци­ональное воздействие на детей. При виде цветка, насекомого или животного ребенок наполняется радостью и удивлением, и, созер­цая это, он развивает любовь к жизни (р. 77-71).

Монтеcсори не связывала тягу к природе с определенным возра­стом ребенка, она считала, что эта тяга сохраняется до юности (Montessori, 1949, р. 35). Но в любом случае она считала ужасным то, что современная жизнь изолирует детей от природы так сильно, что их наблюдательность и чувство любви к окружающему миру ис­чезают. Поэтому Монтеcсори полагалась на садоводство и разведе­ние домашних животных, которые она ввела в «Детском доме» (воз­раст от 3 до 6 лет) и продолжала культивировать это в начальной школе (Montessori, 1949, р. 75).

Фантазия и воображение

Монтессори критически относилась к попыткам обогатить фантазию детей с помощью волшебных сказок, басен и других фантастических историй. Она рассматривала фантазию как продукт сознания, утратившего связь с реальностью. Она признавала, что у детей есть природная склонность к фантазированию. Она объясняла это тем, что сознание ребенка отличается от сознания взрослого тем, что ребенок выходит за очерченные взрослыми рамки и любит бродить по удивительным мирам фантазии (р. 225). Когда взрослые читают детям волшебные сказки или рассказывают несуществующих о героях, они только поощряют доверчивость детей. Более того, дети слушают такие рассказы, они пассивны и просто поглощают впечатления. Они верят в фантастические вещи, потому что еще не развили в себе способность различать где правда, а где ложь. А это как раз то, что им необходимо уметь.

Монтессори признавала, что все дети очень хотят рисовать, но не поощряла их «свободное рисование». Вместо этого она старалась помочь им различать формы и цвета с помощью таких упражнений, как заполнение гнезд разной формы и разрезание цветной бумаги. На самом деле Монтессори не запрещала детям рисовать свободно, целью было развитие у детей способности к наблюдению и выявлению различий (Montessori, 1949, p. 20).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: