Ресурсы | Ключевые компетенции | Способности фирмы |
Финансовые | Отношение стоимости долговых обязательств фирмы к рыночной стоимости акций. Операционный денежный поток / свободный денежный поток. Кредитный рейтинг | Способность фирмы к привлечению капитала и внутренней капитализации определяет ее инвестиционные способности и эластичность |
Физические | Рыночная стоимость основных средств. Тип капитального оборудования. Масштаб предприятий. Гибкость основных средств | Способность физических ресурсов ограничивать набор производственных возможностей фирмы и влиять на структуру издержек |
Технологические | Количество и значение патентов. Доход от лицензирования патентов и авторских прав. Численность штата, занятого исследованиями и разработками, в процентах от общей занятости. Количество и размещение исследовательского оборудования | Способность интеллектуальных ресурсов создавать инновации |
Репутация | Узнаваемость бренда, капитал бренда. Процент повторных покупок. Объективные параметры сравнения продуктов. Опросы с целью исследования репутации организации | Способность завоевывать репутацию у клиентов благодаря брендам, торговым маркам и устойчивым отношениям с постоянными клиентами |
Человеческие | Способность создавать социальные навыки сотрудничества, ответственность и лояльность к фирме для получения и сохранения конкурентного преимущества | Образование, учебный опыт служащих определяют профессиональные навыки, которыми обладает фирма. Приспособляемость работников влияет на стратегическую гибкость фирмы. Социальные навыки и навыки сотрудничества коллег определяют способность фирмы преобразовать человеческие ресурсы в организационные способности. Ответственность и лояльность сотрудников определяют способность фирмы получить и сохранить конкурентное преимущество |
Для стратегического анализа важны способности организации как основа для конкурентного преимущества.
|
|
Прибыль, получаемая фирмой от своих ресурсов и способностей, определяется тремя факторами:
1) способностями достигать конкурентного преимущества;
2) поддерживать устойчивое конкурентное преимущество;
3) присваивать результаты конкурентного преимущества.
Для того чтобы получить конкурентное преимущество на основе ресурса или способности, необходимы два условия:
1) уникальность. Если ресурс или способность широкодоступны, они могут стать причиной для конкуренции, но не обеспечат прочной основы для конкурентного преимущества;
2) уместность. Ресурс или способность должны относиться к ключевым факторам успеха на рынке. Они должны обеспечивать конкурентно высокую ценность для покупателей.
|
|
Прибыль, полученная благодаря ресурсам и способностям, зависит от того, как долго удается сохранить конкурентное преимущество. Это определяется долговечностью самих ресурсов и способностей, а также тем, смогут ли конкуренты скопировать их.
Относительная важность роли фирм и рынков определяется их эффективностью. Если управленческие расходы будут меньше, чем транзакционные издержки рынков, то сделки будут осуществляться внутри фирм, а не на рынках.
Вначале организации были небольшими по размеру. Недостаток транспортных средств ограничивал рынок каждой фирмы близлежащими районами. Дефицит коммуникаций мешал фирмам работать одновременно в нескольких местах. Появление новых форм транспортных средств и коммуникаций открыло возможности для роста компаний.
Возникновение современных фирм с многочисленными операционными единицами и функциональным головным офисом стало первым из двух важнейших преобразований организационных структур. Вторым преобразованием стало появление фирм с несколькими отделениями, которые со временем пришли на смену централизованным функциональным структурам, характерным для большинства корпораций и холдинговых компаний. Основной характеристикой структуры фирмы, состоящей из нескольких подразделений, было разделение ответственности. За производственную деятельность в подразделениях отвечают менеджеры среднего звена, а стратегические обязанности взял на себя головной офис. Основной принцип построения организационной структуры - стратегия и есть структура.
Фирмы существуют потому, что они являются эффективным средством организации экономической деятельности. Источником эффективности является специализация и разделение труда. Однако специализация сопряжена с определенными издержками. Чем глубже разделение труда между различными специалистами, тем больше затраты на координацию работ. Чем изменчивее внешняя среда, тем больше решений приходится принимать и тем выше затраты на координацию работ. Следовательно, чем устойчивее окружающая среда, тем проще добиться оптимального разделения труда. Для успешной координации существует четыре механизма:
1) цена - ценовые механизмы хорошо работают в ситуациях координации действий с ближайшими соседями;
2) правила и директивы - рациональны для тех видов деятельности, где требуются стандартизованные результаты;
3) взаимное согласование - взаимное урегулирование отношений между людьми;
4) рутина - формирует основу для координации множества видов деятельности, в которых между людьми существует тесная взаимозависимость.
Фирмы можно классифицировать в зависимости от того, полагаются ли они на бюрократию или на менее формализованное социальное взаимодействие. Известны две организационные формы (табл.1.2). [10]
Таблица 1.2