Социальная перцепция (Восприятие человека человеком)

Атрибуция - приписывание характеристик себе или другому человеку.

Под казуальной атрибуцией понимают интерпритация поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах, поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру. Каузальная атрибуция тем больше определяет социальную перцепцию (Восприятие), чем больше дефицит информации о партнере по общению.

Этапы:
1. Наблюдение за поведением человека.

2. Логический вывод о намерениях человека.

3. Приписывание человеку мотивов поведения.

Стили атрибуции:

1. Внутренняя атрибуция - связывание поведения человека с его характеристиками.

2. Внешняя атрибуция - связывание поведения человека с ситуацией.

Факторы определяющие стиль атрибуции:

Консенсус - поведению, присущему многим чаще приписываются ситуационные мотивы, а нестандартному - личные.

Преднамеренность - обдуманному поведению чаще приписываются личные мотивы, а необычному - ситуационные.

Последовательность - последовательному повелению чаще приписываются личные мотивы, а единичному - ситуационные.


Фундаментальная ошибка атрибуции

Фундаментальная ошибка атрибуции - склонность объяснять поведение личностными причинами в ущерб ситуационных.
Причины фундаментальной ошибки атрибуции:

-Ложное согласие - представление о своем поведении как типичном, а отличающееся от него - ненормальным.

- Неравные возможности - игнорирование особенностий обусловленных ролевой позицией.

- Игнорирование информационной ценности не случившегося - Не сделанное должно быть так же основанием для оценки поведения.


Эффекты восприятия:
Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявлениях неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.

-Эффект стереотипизации
-Галоэффект - общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.
-Эффекты последовательности
-Эффект первичности - первая информация переоценивается по отношению к последующей.
-Эффект новизны - новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека приходится большее значение, чем всей информации полученной о нем ранее.
-Эффект роли
-Эффект присутствия

-Эффект авансирования - к разочарованию приводит отсутсвие приписываемых ранее несуществующих достоинств.
-Эффект снисходительности - руководитель гипертрофирует положительные черты подчиненных и приуменьшает их отрицательные черты.

Рефлексия,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: