Атрибуция - приписывание характеристик себе или другому человеку.
Под казуальной атрибуцией понимают интерпритация поведения партнера по общению путем выдвижения предположений о его мотивах, намерениях, эмоциях, причинах, поведения, качествах личности с последующим их приписыванием партнеру. Каузальная атрибуция тем больше определяет социальную перцепцию (Восприятие), чем больше дефицит информации о партнере по общению.
Этапы:
1. Наблюдение за поведением человека.
2. Логический вывод о намерениях человека.
3. Приписывание человеку мотивов поведения.
Стили атрибуции:
1. Внутренняя атрибуция - связывание поведения человека с его характеристиками.
2. Внешняя атрибуция - связывание поведения человека с ситуацией.
Факторы определяющие стиль атрибуции:
Консенсус - поведению, присущему многим чаще приписываются ситуационные мотивы, а нестандартному - личные.
Преднамеренность - обдуманному поведению чаще приписываются личные мотивы, а необычному - ситуационные.
|
|
Последовательность - последовательному повелению чаще приписываются личные мотивы, а единичному - ситуационные.
Фундаментальная ошибка атрибуции
Фундаментальная ошибка атрибуции - склонность объяснять поведение личностными причинами в ущерб ситуационных.
Причины фундаментальной ошибки атрибуции:
-Ложное согласие - представление о своем поведении как типичном, а отличающееся от него - ненормальным.
- Неравные возможности - игнорирование особенностий обусловленных ролевой позицией.
- Игнорирование информационной ценности не случившегося - Не сделанное должно быть так же основанием для оценки поведения.
Эффекты восприятия:
Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявлениях неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.
-Эффект стереотипизации
-Галоэффект - общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.
-Эффекты последовательности
-Эффект первичности - первая информация переоценивается по отношению к последующей.
-Эффект новизны - новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека приходится большее значение, чем всей информации полученной о нем ранее.
-Эффект роли
-Эффект присутствия
-Эффект авансирования - к разочарованию приводит отсутсвие приписываемых ранее несуществующих достоинств.
-Эффект снисходительности - руководитель гипертрофирует положительные черты подчиненных и приуменьшает их отрицательные черты.
Рефлексия,