Свищёв Александр Владимирович

ст. преподаватель кафедры иностранных языков

ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Лекция первая

ВВЕДЕНИЕ

ЧТО ТАКОЕ ЯЗЫК?

Что такое язык в жизни человека? С чем его можно сравнить? Его можно сравнить с дыханием. Пока воздух есть, его не замечаешь. Когда воздуха нет, сразу понимаешь его значение. Как воздух нужен телу, так язык нужен человеческой душе.

Представьте себе, что вы лишились дара речи. Проведите эксперимент. Попробуйте кого-нибудь спросить, не пользуясь языком, что он собирается делать в ближайшие выходные после обеда. Сможете ли спросить? Нет.

Без языка невозможно передавать сколько-нибудь сложные мысли, особенно если имеют место намерения, время и абстрактные понятия.

В предложенном эксперименте вы не говорили, но всё же вы пользовались языком, потому что вы думали. Вы думали, что сказать и как сказать, если не языком? А можно ли думать без языка? Проведите другой эксперимент. Попробуйте обдумать какие-нибудь планы, не пользуясь языком. Ни одного слова, даже самого элементарного не допускайте. Не получится.

И еще один эксперимент, возможно банальный, но наглядный. Откройте вашу тетрадь на чистой странице и посмотрите на пустое место. Что-нибудь прочитали? Что узнали нового? Ничего. Где ничего не написано, там нечего и читать, а если бы что-то было написано, то это было бы использование языка. Впрочем, это письменная форма языка, которая будет рассмотрена отдельно, потому что это особая форма существования языка, которая позволяет сохранять информацию и передавать её через время и пространство.

Самые очевидные выводы состоят в том, что без языка невозможно оформить мысль и нельзя передать информацию. Без языка нет ни мыслей, ни слов. Не верьте людям, которые говорят, что они мыслят одними образами и передают их другим людям без помощи языка. Не верьте экстрасенсам, если они скажут, что умеют передавать мысли без языка, но не могут передать их вам лично, потому что вы, якобы, не способны их принять. Посоветуйте им общаться с теми, кто их мысли без языка принять способен.

Язык – это единственное орудие формирования мысли и передачи информации, данное человеку. Язык и способность мыслить коренным образом отличают человека от любого другого живого существа на земле.

Животные могут мыслить, но, не имея языка, они не способны воспринимать время, абстрактные понятия и многоступенчатые причинно-следственные связи. Всё их мышление укладывается в инстинкты и реакции вторичной сигнальной системы. Достаточно вспомнить собаку Павлова. Любой дрессировщик скажет, что животное не понимает чисто словесных объяснений, но повинуется командам, исходя из опыта, прямых причинно-следственных связей. Кнут как наказание сразу за проступком, и пряник как немедленная награда за повиновение – вот метод дрессировки. Без языка более сложные методы воспитания невозможны, так как этого не позволит душевная организация дрессируемого живого существа.

Человек же способен много лет учиться, преследуя цель, которая имеет только общие черты и выполнима лишь при наличии определенных условий в будущем.

Разница принципиальная и непреодолимая. Если люди приписывают собакам способность думать как они сами, то это не более чем приписывание собственных способностей другим существам, но это уже из области психологии, а не языкознания.

Животные не могут думать потому, что они не имеют языка и не имеют никаких способностей владеть языком. Неспособность владеть языком – это достаточное объяснение неспособности мыслить, если, конечно, мы ищем правду, а не просто хотим поспорить.

Даже самый поверхностный взгляд говорит, что без языка человек не может ни принимать информацию, ни передавать информацию, ни сохранять информацию, ни обрабатывать её. Без языка невозможно ни оформить мысль, ни сохранить её.

Это были функции языка, и мы будем считать их только внешней стороной вопроса о том, что такое язык. Мы все знаем, что где есть внешнее, там есть и внутреннее, которое, как правило, больше внешнего, потому что имеет глубину. И не такое плоское, как внешнее. Внутреннее всегда более многомерно, многослойно, многообразно. В нашем случае внешнее – это функции языка, а внутреннее - это механизмы и законы, движущие языком, чтоб им можно было пользоваться. Изучение внутренней составляющей языка – вот задача предлагаемого курса лекций.

Следует сказать, что такого внимания к языку, как в ушедшем столетии, ни одна из предыдущих эпох не знала. Хоть над его природой и размышляли со времён античности, но только в XX веке в развитии европейской культуры произошло то, что можно назвать «лингвистическим поворотом». И ученые-языковеды, философы, и даже обычные люди стали осознавать, что язык не только орудие мысли и средства общения, но и посредник между человеком и реальностью. Язык был открыт, как некая самостоятельная реальность, выходящая за пределы рационального объяснения.

Язык - это и есть самостоятельная реальность, которая фактически формирует и самого человека, и его внутренний мир. По всем признакам, которые можно проследить и объяснить, язык – это живой организм, но организм духовного порядка. Это живой духовный организм.

Духовный потому, что язык существует, но ухватить его руками нельзя. Его не сожжешь в огне, не заморозишь, не отменишь указом, никак не измеришь физическими мерками. Язык можно уничтожить только вместе с человеком. Пока есть хоть один человек, есть и язык. Если не будет человека, то пока есть текст, есть и язык.

Почему язык живой организм? Потому что он развивается и меняется, угасает и расцветает, он приспосабливается к любым условиям. Язык – это единое и неделимое целое. Составляющие элементы языка никак нельзя сравнить с целым языком, как сваленный в кучу набор литер нельзя сравнить с книгой, которую можно напечатать, пользуясь ими. Всякий живой организм требует полного единства и целостности связей. Части языка вне языка не работают.

Представим себе, что мы отбросим от языка звуковую составляющую. Будет ли язык тем же языком. Не будет. Давайте уберём из языка слова, но оставим грамматику. Язык не будет работать. Если мы отнимем у языка способность языка выражать время, называть предметы, передавать признаки. Будет ли это тот же самый язык? Нет.

Итак, язык – это организм, но не организм материальный – это организм духовного порядка. Это живой духовный организм.

Языка всегда достаточно. Нет ни одной человеческой мысли, которую не способен бы был выразить человеческий язык. Неспособность понять или выразить какую-либо мысль – это проблема индивидуума, а не языка как средства общения и инструмента мышления. Особенностью живого естественного языка является то, что природа его в полной мере непостижима для человека. Сколько бы не росли наши знания о языке, в нем всегда есть и будет то, чего мы не знаем. Так же как всегда есть то, чего мы не знаем и никогда не узнаем о человеке. С этим надо смириться. Полностью человека мы не постигнем никогда, также мы никогда полностью не постигнем живой человеческий язык.

На это следует обратить особое внимание: ни язык, ни человека в полной мере постичь невозможно никогда. Если кто-то говорит, что он познал самого себя, то ему едва ли можно верить. Он либо намеренно обманывает вас, либо обманывает сам себя. История человечества показывает, что человек не может себя понять. Также полностью не познаваем и язык.

Одной из причин непознаваемости языка как живого организма является его подвижность, хоть и не всем заметная. История исследования языков фактически показывает, что с течением времени языки меняются. Русский язык сейчас не вполне такой, каким он был до революции, хотя мы и поняли бы человека тех лет.

Зачем же учить язык, если он непостижим? А зачем врачи изучают человеческое тело, если всё равно никогда не узнают о нем всего? А для того, чтобы использовать на практике для лечения людей то, что они знают.

Так и в языкознании задача состоит в том, чтобы постичь хотя бы познаваемое, чтобы использовать познанное для практических целей. В том и состоит наша задача, чтоб узнать то, что имеет смысл знать, а именно принципиальное устройство языка и языковые законы, чтоб извлечь из этого практическую пользу.

Неделимость и непознаваемость языка надо принимать во внимание, чтоб понять, что членение языка при его изучении – это членение искусственное и, следовательно, систематизированное и упрощенное. Главная цель разделения языка на аспекты изучения – это попытка пролить свет на целое через частное. Немного оттуда, немного отсюда, и постепенно складывается объемная картина, которая и необходима для понимания внутренней сути языка.

Мы уже говорили выше о функциях языка, но что такое язык для человека? И может ли человек быть человеком без языка? Учёные пытаются объяснить загадочную способность человека носить в себе внутреннюю структуру языка, держать наготове десятки тысяч лексических единиц, помнить огромное число ситуаций для их использования, умение применять язык на практике и передавать следующим поколениям. Откуда эта способность?

Ответ в том, что способность владеть языком и способность мыслить как раз и составляют сущность человека. Человек без языка, мы имеем в виду полноценного человека, существовать не может. Возникает очевидная связь: язык без человека не существуют, мысль без языка не существует, человек без того и другого не существует.

Если задуматься, то имеет место неразрывное триединство человек – язык - мысль как единое целое. Это суть три стороны равностороннего треугольника. Одно без другого невозможно. Без языка нет мысли, без человека нет языка, без мысли нет человека. Можно, конечно, сказать, что есть люди, которые не способны думать в силу болезни, но такие люди именно больны, так как их неспособность мыслить выделяет их из числа нормальных людей.

Среди животных же никто думать не может. Опыт более чем столетних систематических наблюдений показывает, что животное с низшей ступени вверх подняться не может, так как не имеет языка, и не имеет способности постичь язык. Известно, что собаки с годами, если живут в семье, различают до пятидесяти слов, но их понимание строится больше на эмоциях и реакции на слова хозяина, а не на формировании собственных мыслей.

С верхней ступени человеку тоже невозможно упасть, чтоб не потерять личность. Человек, лишаясь языка и мысли, уже не человек, но и не животное, а скорее, существо не способное к самостоятельному существованию и полностью зависимое от заботы других людей. Получается, что животное является личностью без языка, а человек без языка личностью быть не может. Мы не говорим о тех, кто владел языком, но оглох или онемел, так как он способен мыслить, а значит, владеет языком.

Человек, не наученный языку и не имеющий общения с себе подобными не разовьется никогда, а если лишен общения, то со временем деградирует и не будет полноценным, пока не вернется в коллектив.

Можно смело заявить, что язык – это духовная составляющая человека. Человек имеет телесную составляющую и духовную. Духовная составляющая начинается с языка и мысли, поддерживается языком и мыслью и реализуется в значительной мере при помощи языка и мыслей. Произведения человеческих рук – это уже сочетание духовной и материальной составляющей. Значительная часть знаний о мире приходит к человеку только через язык, ведь нельзя увидеть прошлое или побывать одновременно в нескольких местах. Но язык и мысль могут преодолеть и время, и пространство.

Таким образом, язык является неотъемлемой частью человеческой сущности. Если принять во внимание вышесказанное, то видно, что язык можно сделать моделью понимания внутреннего мира самого человека и многих явлений человеческой жизни. Это касается любого естественного языка.

Языков в мире много, и их становится больше. Не за счет возникновения новых языков из ничего. Языки не возникают из бессмысленного нечленораздельного мычания. Никогда не было ни одного свидетеля тому, чтоб обезьяна заговорила, даже после самых длительных тренировок. Новые языки возникают за счет разделения существующих языков, за счет центробежных явлений в уже существующих языках. Примерами являются русский, украинский и белорусский языки, которые недавно были одним целым. До этого был общеславянский язык, до этого было балто-славянское языковое единство и далее в глубь веков можно дойти до единого индоевропейского языка, следы которого можно найти в подавляющем большинстве языков Европы и в странах, заселенных европейцами.

В одной только России насчитывается около 130 языков. В мире - от 2,5 до 3 тысяч языков. По другим источникам даже - до 4 тыс. языков. По данным ЮНЕСКО: 2796 язык. Где кончается один язык, и начинается другой? Где кончается русский язык и начинается белорусский? На этот вопрос ответить можно с двух позиций. С позиции лингвистической и с политической. Лингвистическая позиция рассматривает различия в устройстве языков, а политическая позиция имеет своим основанием желание политических лидеров отделить одну культуру от другой. Наличие некоторых языков обусловлено чисто политическими мотивами. Впрочем, и без политики языков много и становится больше.

И при этом все языки полноценны! Каждый язык может выразить любую человеческую мысль. Язык туземца Антильских островов не менее способен выражать мысли, чем русский язык. У туземца меньше знаний, но это не проблема языка, а проблема уровня образованности в стране. Любой человеческий язык способен выразить любую человеческую мысль. Различия будут в только средствах выражения. Но все средства выражения будут языковыми средствами выражения. В конечном итоге это будут слова.

Тот факт, что язык является духовным организмом, подтверждается и тем, что язык - не явление биологической природы. Если китаец с детства живёт с русским, то он будет говорить по-русски, и наоборот. Это явление духовной реальности, которое проявляется через мысли и речь людей. Люди – это не только биологические существа из костей и мяса, люди – это творения, объединяющие в себе душу и тело. Язык обитает в душевной составляющей человека, но в речи реализуется через телесную составляющую: легкие, голосовые связки, язык, зубы, губы, нос. Письменная форма языка реализуется на бумаге, то есть для реализации языка необходима материальная составляющая.

Поскольку язык – это явление более высокого порядка, чем физиологические особенности человека, то его нельзя вместить в понятие национальностей и рас. Границы рас и языков не обязательно совпадают. В маленькой Швейцарии говорят на трех языках одновременно: на немецком, французском и итальянском. В то же время по-английски говорят во многих странах мира как на родном или официально признанном.

Еще одно свидетельство духовной сущности языка состоит в том, что уровень технической цивилизации какого-либо народа вовсе не определяет выразительную способность языка данного народа. Древние греки не летали в космос и не знали телевидения, но древнегреческий язык является эталонным языком философии, поэзии и науки. Все знают также о значении латинского языка даже в современном научном мире и медицине. Эти языки в огромной мере повлияли на становление всех Европейских языков и русского в том числе. Нынешняя человеческая цивилизация не перешагнула уровня более древних цивилизаций по богатству выразительных средств языка и едва ли перешагнет. Даже современная научная терминология, чтоб называть новейшие открытия, использует греческий и латинский языки.

Как же работает язык? Мы об этом не думаем. Мы болтаем с друзьями, выступаем с докладами, сочиняем стихи, рассказываем анекдоты, но не задумываемся о языке. Более того, человек может прожить целую жизнь, стать великим в своем народе поэтом, например, в каком-нибудь племени, живущем на затерянном острове в океане. И при этом он не будет знать о языке ничего. Он не будет уметь ни писать, ни читать, ни, даже знать, что это такое. Потому что для владения родным языком знания о языке не обязательны.

Умение пользоваться языком и знания о языке – это разные вещи, более того, это явления разного порядка.

Способность владеть языком дается человеку от рождения, только потому, что он человек, но владение языком требует тренировки. Сказка о Маугли – это красивая ложь, которая хороша как сказка, но вредна как идея. Человек – хозяин природы, а не старший брат зверей и деревьев. Дети, которых находили в стаях волков, интеллектуально не превосходили волков, по крайней мере, по уровню их фактического развития. Отделы мозга, оказавшиеся невостребованными из-за отсутствия языкового общения, восстановить было уже невозможно. Где нет языка, нет и мысли. Нет мысли, нет и развития. Если ребенка не научить, он говорить не будет.

Робинзон Крузо – это тоже сказка. Если человек 28 лет не говорит, он разучится говорить совершенно. Прототип Робинзона пробыл на острове всего четыре года, но он разучился говорить.

Для понимания вопроса о значении языка в нашей жизни, следует принять как данность то, что способность владеть языком дана каждому здоровому человеку от рождения. Нужна только тренировка, и человек будет говорить, не зная и даже не нуждаясь в знаниях об устройстве языка.

Знания о языке – напротив. Они не даются от природы и не лежат на поверхности. Их надо накапливать и систематизировать. Говорят все нормальные люди, но о языке знают далеко не все.

Если способность овладения родным языком реализуется через практику общения, то владение иностранным языком требует сочетания знаний о языке и практического общения одновременно. Недостаточно простого знания грамматики, чтоб овладеть иностранным языком. Также недостаточно чистой практики, чтоб грамотно владеть иностранным языком.

Чтобы быть переводчиками или вообще осмысленно изучать иностранные языки, не следует плыть по течению механического, часто бессистемного накопления знаний. Следует целенаправленно и осмысленно прилагать усилия для освоения языков, а для этого знания об устройстве языков необходимы. Формированию этих знаний в области лингвистики и посвящается предлагаемый курс лекций.

Лекция вторая

ФОНЕТИКА

ОРГАНЫ РЕЧИ

Одной из форм реализации языка является устная речь. Когда мы говорим, мы используем звуки. Пока мы не говорим, ни о чем не думаем, язык является вещью в себе. Вещью в себе потому, что его не видно глазами и не слышно ушами. Но когда мы начинаем говорить вслух, то язык реализуется через звуки, потому что звуки речи – это материальная составляющая естественного человеческого языка.

Духовная реальность, которой является язык, реализуется через материальные явления, а именно через акустические законы.

Вы, наверное, слышали фразу: «Он сотрясает воздух», что значит: много говорит. Как бы не пренебрежительно звучала эта фраза, она отражает суть фонетического процесса. Сотрясание воздуха – это реализация законов акустики в процессе говорения, потому что звучащая речь – это движение звуковой волны в воздушном пространстве. Углубляться в рассмотрение вопросов физики и законов акустики мы не будем, потому что скорость звука, проводимость звука и теория волн – это не наша задача. Но в общих чертах об этих вещах следует знать.

Предметом рассмотрения данной лекции будет реализация законов акустики в устной речи, которая является одной из основных форм проявления естественного языка.

Изучением звуковой стороны языка занимается фонетика. Фонетику, как раздел языкознания о звуковой стороне языка, можно поделить на две части. Фонетика различает внутренний аспект звуков речи - это как звуки функционируют в языке, и внешний аспект – это как звуки образуются, передаются и слышатся в окружающем мире.

Внутренний аспект звуков речи рассматривает вопрос смысла, закрепленного за определенными звуками, когда они образуют слова. Внешний аспект можно поделить на две части: он рассматривает анатомию звукообразования и акустику звуков речи.

В ближайших лекциях мы рассмотрим обе стороны фонетики, то есть оба аспекта звуковой стороны языка, которые мы только что обозначили.

Чтоб изложить суть дела по порядку, стоит начать с анатомии звукообразования, потому что этот вопрос имеет прямое отношение к отработке навыков устной речи, а, значит, практическую пользу. Для постижения звуковой стороны иностранного языка, как впрочем, и родного, знания анатомии образования звуков очень важны. Они коренным образом влияют на постижение законов произношения и в конечном итоге ведут к правильной постановке произношения в практическом плане. Они же ведут к пониманию отличия между произнесением звуков без акцента и с акцентом.

Вопрос этот не только практический, но даже приоритетный для переводчиков, так как от этого зависит понятность речи. Итак, можно ли бороться с акцентом при изучении иностранного языка? Да, можно. Более того, можно достичь поразительных результатов. Но для этого надо иметь терпение и точно знать, как строятся звуки в изучаемом языке.

Членораздельное произнесение звуков требует определенной, разной для каждого языка работы органов речи. Для произнесения практически любого значимого звука языка требуется очень точная работа конкретных органов речи. Моторика речи очень сложна, чему очевиднейшим доказательством является речь пьяного человека. Сначала он путается в произнесении звуков, и только потом теряет равновесие при ходьбе. Мы не замечаем сложности произнесения потому, что начинаем тренироваться говорить прежде, чем сами осознаем это. Наши движения в родном языке доведены до полного автоматизма, но малейшее изменение в движении органов речи или замедление их движения приводят к вполне слышимым изменениям звуков.

Работа произносительных органов при образовании звуков речи называется артикуляцией, или другими словами артикуляцией называется совокупность движений органов речи при членораздельном произнесении звуков.

В разных языках это разная работа. Потому что разные языки имеют разные звуки и их сочетания. Есть языки с удивительными звуками, который мы даже не примем за язык, например свист в африканских языках, но звукам можно научиться. Чтобы научиться произносить звуки чужого языка мы должны узнать, как их надо артикулировать. Если мы будем использовать свои собственные языковые навыки, то без акцента мы никогда не заговорим. Никогда. Чтобы говорить без акцента на иностранном языке, мы должны отказаться от русских навыков при произнесении иностранных звуков и заменить их речевыми приемами изучаемого языка. Об этом легко говорить, но это очень трудно делать.

И всё же, если мы начнем учиться говорить без акцента, то с чего нам начать? Чтобы сделать решение этой проблемы возможным и существует раздел фонетики, занимающийся изучением физиологии звукообразования.

Если умение говорить без акцента – это использование наработанных навыков, но где взять эти навыки? Их берут из описания органов речи и работы органов речи, свойственных каждому отдельному языку. Каждый звук эталонного носителя языка тщательно изучается в разных сочетаниях. Исследуется, как работает язык, как губы, как участвует голос и так далее. Для этого носитель языка говорит определенные фразы и отдельные звуки и следит за работой органов речи. Все движения органов речи записываются. Это описание систематизируется и кладется в основу артикуляции. Такой же работой занимаются и логопеды.

Мы знаем, как важно уметь правильно говорить. Произношение нередко выдает происхождение, образование, национальность человека. В некоторых слоях общества произношение может быть предметом насмешки или наоборот, визитной карточкой. Есть люди, которые платят большие деньги, чтоб их научили говорить с определенным прононсом, а дело это нелегкое.

Сложность в постижении звуков чужого языка может заключаться как в сходстве между звуками, так и в их отличиях. При значительном сходстве звуков человек не обращает внимания на различия и отрабатывает и в итоге неправильное произношение становится привычкой, от которой избавиться труднее, чем заново научиться эти звуки произносить. Когда звуки очень сильно отличаются, они могут неправильно идентифицироваться в сознании изучающего и один звук будет восприниматься как другой, например, если мы будем произносить английский звук [h] как русский [х], то англичане будут слышать звук [к], потому что по звуковым характеристикам в английском сознании русский [х] воспринимается как английский [к].

Как можно заметить, и сходство звуков не помогает, и различия не спасают. Это потому, что каждый язык уникален и имеет собственную систему произношения, не зависящую от других языков. В итоге получается, что все звуки языков произносятся органами речи одинаковыми для всех людей, но звуки получаются разные в разных языках, потому что работа органов речи – это дело крайне тонкое, особенно в произношении сочетаний звуков в беглом потоке речи. Зачастую акцент проявляется именно в моменты волнения, даже если человек говорит очень чисто в спокойном состоянии.

В одних языках есть звуки, которых нет в других. В английском языке нет звуков [х], [ц], [ж], не различаются [ль] и [л]. В русском языке нет многих звуков, свойственных другим языкам. Как уже было сказано выше, бывает, что звуки похожи, но произносятся по-разному, то есть посредством разных движений органов речи. Овладеть произношением таких звуков бывает довольно сложно. Может быть так, что в отдельном звучании звуки не отличаются, но в потоке речи слышен акцент. Это результат того, что звуки по-разному артикулируются. Преодолеть такой акцент можно только, опираясь на точные знания законов произношения, и приемов произношения звуков в конкретном языке. Нужны объективные знания и реальная тренировка, впрочем, будьте уверены, что кропотливая работа принесет плоды.

Бывает, что звуки едва отличаются звучанием, но значительно отличаться способом произнесения. С таким акцентом бороться особенно сложно. И узнать об таких отличиях можно только через подробное описание этих конкретных звуков.

Бывает, что одна вещь существенна в одном языке и совершенно несущественна в другом. Долгота звуков имеет смыслоразличительное значение в английском языке, а в русском она связана только с ударением, может придать эмоциональный оттенок, но смысл они слова не меняет. В свою очередь твердость и мягкость звуков не имеет смыслового значения для англичан, но имеет смысл для русских: угол – уголь.

Описанию работы органов речи при обучении произношению в конкретном языке – это задача специалистов по конкретному языку. Наша же тема – это введение в общее языкознание, поэтому мы обозначим и рассмотрим органы речи в самом общем виде.

Все органы речи можно поделить на органы дыхания и органы, непосредственно участвующие в звукообразовании. Органы дыхания – это легкие бронхи и трахея. Они создают струю воздуха, необходимую для образования звуков. Чтобы проверить необходимость участия легких и других органов дыхания в речи достаточно выдохнуть весь воздух из легких и что-нибудь сказать, но вы, возможно, и сами помните, как в детстве вы играли в какую-нибудь игру, связанную с бегом или другими быстрыми движениями. Вспомните, как вы, запыхавшись, хотели что-нибудь сказать, а вам не хватало воздуха сказать целую фразу.

Произношение всякого звука начинается с выдоха, поэтому легкие служат нам не только для того, чтоб мы дышали, что необходимо для жизни, но и чтоб мы могли говорить. Дыхание может быть двух типов: речевое или фонационное и обычное или неречевое. При неречевом дыхании выдох равен вдоху, то есть, сколько вдохнули столько и выдохнули. И выдох, и вдох производятся за один прием, а частота дыхания зависит от физической нагрузки и эмоционального состояния.

Когда же мы говорим, то вдыхаем в паузах речи, а выдыхаем не сразу, но постепенно отдельными толчками с бóльшими усилиями на ударных гласных. Это нетрудно проверить, стоит только обратить на это внимание. На свете много простых вещей, которые мы не знаем только потому, что не обращаем на них внимание.

Умение держать дыхание – это целое искусство, которым владеют певцы, ораторы и артисты. Представьте себе какого-нибудь тенора, которому не хватило бы воздуха дотянуть ноту. Это было бы жалкое зрелище.

Значение дыхания в речи неоспоримо, но мы не будем задерживаться на этом вопросе. Отметим только, что дыхание может быть поделено на фонационное, то есть речевое, и неречевое, то есть обычное.

Далее следует перейти к органам речи, непосредственно связанным со звукообразованием. Их тоже можно поделить на две части – это активные и пассивные органы речи.

Активные органы речи подвижны, они способны менять объем и форму речевого тракта, создавая тем самым препятствия выдыхаемому воздуху и образуя конкретные звуки, которые составляют слова и фразы. Пассивные органы речи неподвижны, они не влияют на произношение звуков по желанию говорящего, но они участвуют в звукообразовании в силу своего местонахождения на пути воздушной струи. Примером пассивных органов речи являются зубы. И активные, и пассивные органы речи одинаковы у людей независимо от национальности.

Сначала мы рассмотрим активные органы речи, так как именно работу активных органов речи называют артикуляцией, и именно их работа влияет на произношение человека. Активные органы речи влияют на то, говорит человек с акцентом или без акцента, следовательно, если человек хочет говорить без акцента на чужом языке, то работу активных органов речи и надо ему перестраивать.

Если неправильная артикуляция ведет к акценту, то отсутствие или дефекты пассивных органов речи, например, зубов, приводит к дефектам речи, но не к акценту. Шепелявость карманника в фильме «Место встречи изменить нельзя» будет тому примером. Карманник говорил: [флуфай, нафяльник] - это результат отсутствия зубов.

К активным органам речи относится гортань, в которой располагаются голосовые связки. Когда мы напрягаем голосовые связки и выдыхаем, связки смыкаются, воздух пробивается с усилием между ними, связки вибрируют, и под воздействием выдыхаемого воздуха возникает звук, который называется голосом. Чем больше напряжение связок и сильнее поток воздуха, тем громче голос. Все, наверное, слышали, как берегут голосовые связки певцы. Голосовые связки теряют эластичность, звуки неслышны.

Надо сказать, что на акцент при произношении голосовые связки не влияют. Они влияют только на наличие голоса и его отсутствие. Чистая работа связок дает базовый голосовой звук. Это гласный открытый звук [а] в чистом виде, как у доктора на приеме.

Другим важным активным органом речи являются губы. Можно провести простейший эксперимент, например, из звука [а] сделать [о]. Для этого только и требуется, что округлить губы. Если округлить губы еще плотнее, то [о] превратится в [у].

Некоторые звуки в разных языках артикулируются только при помощи губ: и гласные и согласные [п, б, м, w, о, у] и некоторые другие.

Небная завеска с так называемым маленьким язычком тоже являются активными органами речи. Поднимаясь, нёбная завеска закрывает ход воздуха в нос, тогда возникают ротовые звуки. Если завеска опущена вниз, то она открывает ход воздуха в нос, так возникают носовые звуки, как, например, известный французский грассирующий звук [r] или звук [ŋ] в английском языке. Русский звук [н] тоже требует участия носа. Это легко проверить, зажав нос и произнеся какое-нибудь слово с [н]. Если у нас заложен нос, то звуки, которые мы произносим, звучат чисто, то это ротовые звуки. А звуки, которые страдают от заложенного носа – это носовые звуки.

Самым подвижным из активных речевых органов человека является язык. В зависимости от того, какая часть языка принимает участие в образовании звуков, язык подразделяется на три части: переднюю, среднюю и заднюю. По-другому они называются корнем, спинкой и кончиком. Спинка в свою очередь тоже подразделяется на заднюю, среднюю и переднюю части. Такое точное определение частей языка необходимо для более подробного описания артикуляции при изучении звуков и постановке речи.

Поскольку органы речи у людей одинаковые, через подробные описание движений активных органов речи можно научить произносить звуки неродного языка. Это работа кропотливая. Есть люди, которые говорят без акцента, когда они спокойны, но стоит им выйти из себя, начать сердиться и они забывают искусственно наработанную артикуляцию, у них появляется акцент. Проверить себя самому на акцент почти невозможно, если нет прибора, но носитель языка, слушающий со стороны, легко отличит чистую речь от речи с акцентом. Носитель языка отличит вне сомненья, но и неноситель отличит акцент без проблем, если имеет навык слушания. Это дело тренировки слуха.

Следует сказать, что умение отличать акценты на слух не помогает правильно произносить звуки на неродном языке. Самая тщательная имитация не заменит систематических занятий. Единственный способ правильно говорить – это ставить иностранную артикуляцию через тренировку, основанную на фактических знаниях того, как какие органы речи работают. Если мы пренебрежем этим, то затвердим ошибки и сделаем акцент привычкой, от которой трудно будет избавиться.

При этом надо отметить, что чем больше человек знает о том, как строятся звуки, тем лучше он их отличает сам, так как работает обратная связь.

К пассивным органам речи относятся зубы, твердое нёбо и альвеолы (это лунки в челюстях, где помещаются корни зубов). Мы не можем двигать этими органами речи, но они самым непосредственным образом участвуют в звукообразовании.

Активные органы речи, сближаясь или соприкасаясь с пассивными и между собой, создают преграду выдыхаемой струе воздуха. В месте преодоления преграды гласные звуки приобретают своё особое звучание, также возникает шум, который необходим для образования согласных звуков. При образовании гласных звуков органы речи задают форму речевого тракта, которая и обуславливает качества гласного звука.

Работа органов речи в произношении звуков настолько важна и проявляется настолько очевидно, что звуки языков классифицируются именно по участию и способу участия органов речи в их произнесении.

Лекция третья

ФОНЕТИКА

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ

В этой лекции будет продолжен разговор о внешнем аспекте фонетики, то есть о произношении звуков. В прошлый раз речь шла об органах речи и об их работе, был введен такой термин, как артикуляция, что значит в переводе с латинского языка «членораздельное произношение». Мы уже познакомились с тем, что активные органы речи управляемым образом участвуют в произнесении звуков. Двигаясь в полсти рта, они соприкасаются друг с другом или с пассивными органами речи и, создавая препятствия движению выдыхаемого воздуха, дают, таким образом, звуки.

Итак, артикуляция, как осмысленная, целенаправленная работа органов речи, направлена на произнесение звуков. Но что же такое звук с точки зрения его произношения? Звук – это совершенно объективная единица фонетики, которая имеет универсальную форму во всех языках мира.

Звук как результат работы органов речи складывается из трёх составных элементов или этапов произнесения – это экскурсия, выдержка и рекурсия.

Первый элемент – это когда органы речи выходят на рабочую позицию, они готовятся к произнесению звуков, это действие называется экскурсия.

Второй этап - это средняя часть работы, когда органы установились для требуемой артикуляции. Когда органы речи заняли необходимую позицию, начинается выдох. То есть включается речевое дыхание, мы называли его фонационным дыханием, и слышится звук. Это положение готовности и произнесения называется выдержка.

Третий составной элемент произношения называется рекурсия, когда органы речи возвращаются в нерабочее состояние.

Например, русский звук [п]. Экскурсия – мы смыкаем губы с некоторым усилием. Процесс от расслабленного положения к сомкнутому состоянию – это и есть экскурсия. Губы сомкнуты, мы как бы нагнетаем воздух, воздух прорывает преграду, непосредственно образуя звук. Второй этап завершен. Включается третий этап – рекурсия, когда органы речи возвращаются в исходное состояние.

Если мы произносим только один звук, то органы речи переходят в расслабленное состояние, если звук произносится в потоке речи, то органы речи не расслабляются, но переходят к положению готовности произнести следующий звук. Для примера произнесите несколько пар звуков [ла] - [ле] - [лы] - [лу]. В каждой паре звук [л] будет в несколько иной исходной позиции, готовясь к следующему звуку.

Итак, три этапа, которые мы назвали экскурсия – выдержка – рекурсия являются незыблемой границей любого звука. Если для произнесения чего-либо требуется более чем три этапа, то это уже не один звук, а больше. Если не выполнить хотя бы один из трех элементов, то звука не будет. Попробуйте произнести звук [м], не сомкнув губы, или не выдохнув. Звук не получится. Вот почему с позиции произношения звук – это единица конкретная, имеющая четко определенные черты.

Следующим шагом можно перейти непосредственно к классификации звуков. Начать следует с того, что все звуки языков в общих чертах можно поделить на гласные и согласные, чего мы и будем придерживаться, так как наша задача не в доскональном изучении звуков языка, а в том, чтоб иметь объемное и целостное, хоть и общее представление о звуках речи. Для целостного представления необходимы твердые знания о ключевых составляющих элементах языка как неделимого, живого, духовного организма. Поэтому, исходя из поставленной задачи, мы будем придерживаться наиболее возможной простоты и ясности.

Итак, мы поделили все звуки языков мира на гласные и согласные, на два типа, чтобы картина была не слишком сложной, так как наше разделение не претендует на научную глубину и точность. В школе все звуки языка тоже делят на гласные и согласные, поэтому общее деление на две части нетрудно держать в памяти. Но мы пойдем чуть дальше и обоснуем, почему мы делим все звуки именно на гласные и согласные.

Так как абсолютное деление в языкознании невозможно, но всё делится условно (почему и происходят бесконечные споры), то нам нужны более-менее твердые основания, чтобы делить звуки для их классификации.

Гласные и согласные звуки как классы звуков разделяются с учетом трех позиций: артикуляции, акустических свойств и функциональных свойств.

В первую очередь мы рассмотрим различия в области артикуляции, то есть с позиции работы органов речи при произнесении гласных и согласных звуков.

В основе произнесения гласных звуков всегда лежит голос. При прохождении гласных звуков через речевой тракт препятствий, создающих шум, не возникает, но форма речевого тракта задает частоту волны, которая и воспринимается слушающими как конкретный звук, будь то [а], [о], [у] или какой-либо другой. Главное условие произнесения любого гласного звука – это участие голосовых связок и отсутствие движений органов речи, производящих шум в процессе выдоха.

Гласные звуки называются гласными, скорее всего потому, что их название происходит от слова голос, «глас» по-древнерусски.

В основе образования согласных звуков всегда шум. Шум возникает при прохождении между преградами или при преодолении преград на пути воздушной струи. Согласные звуки тоже могут образовываться при участии голоса, например, это звонкие согласные [б], [в], [м], [н], но в их основе всё же лежит шум, а голос является дополнением. Такие гласные называются звонкими.

Хотя абсолютных признаков не бывает, если смотреть сразу на все языки мира, так как грани разделения так или иначе размываются при таком разнообразии, мы примем, что в рамках нашей классификации всякий звук, который требует обязательного участия голоса и свободен от шума – это гласный звук. Звук же основанный на шуме, хоть и с наличием голоса – это согласный звук.

Второй взгляд на различия гласных и согласных – это взгляд точки зрения акустики, то есть взгляд с точки зрения законов природы звуковых волн. С этой точки зрения гласные звуки имеют четко выраженную формантную структуру, потому что имеют голосовой источником возбуждения. Формантами гласных принято называть резонансные частоты. Это из области природы звуковых волн. Резонансная частота зависит от артикуляции гласного звука, в частности, от горизонтального положения и подъема языка. Чем более открытый звук, тем выше частота F1. F1 – это частота звука, зависящая от подъема звука. Чем более передний гласный, тем выше частота F2. F2 – это частота звуковой волны, которая связана с рядом. Классификацию звуков на ряд и подъем мы рассмотрим позже.

Огубленность звука понижает частоту обеих этих формант, но дает собственную форманту. Назализованность также приводит к ослаблению первой и второй форманты, потому что часть воздушного потока уходит через нос, но прохождение воздуха через нос само дает форманту назализованности.

Сказанное выше - это не более чем запись вещей объективно существующих вне зависимости от нашего понимания. Следует помнить, что форманта – это понятие из области акустики, и что формантами принято называть резонансные частоты. Форманта свойственна только гласным звукам, о которых мы помним из области артикуляции, что они имеют голосовой источник возбуждения звука.

В силу того, что звучание гласных является результатом прохождения голоса через вибрирующие напряженные голосовые связки, гласные звуки структурно неизменны во всё время произнесения. Это и значит, что они имеют четко выраженную формантную структуру. Изменение усилия при выталкивании потока воздуха из легких делает звук тише или громче, но качество его не меняется, потому что частота волны неизменна. Частота волны изменится, если изменится форма расположения органов речи, а это будет уже другой звук.

Гласные звуки хорошо поются, например, у-у-у-у-у, а-а-а-а-а, э-э-э-э-э, о-о-о-о, и-и-и-и-и, ы-ы-ы-ы-ы и так далее. На всём протяжении эти звуки качественно не меняются. Это свойство гласных звуков используется в пении. Вокализм – вот непреложное свойство гласных звуков и это результат того, что они имеют четкую формантную структуру, то есть резонанс звуковой волны при их произнесении всегда стабилен.

Согласные не имеют четкой формантной структуры, так как форманта связана с голосом, а голосовой тон есть только в звонких согласных, которые произносятся мгновенно: [б, в, г, д, н]. Глухие же звуки не имеют в себе голоса вообще. Итак, наличие и отсутствие формантной структуры – это разделительная черта классификации звуков на гласные и согласные с акустической точки зрения.

Третья пограничная линия между гласными и согласными звуками пролегает в области функции звуков в языке. Дело в том, что гласные звуки имеют особую функцию, которая заключается в том, что они являются слогообразующим элементом в сочетаниях звуков речи и вершиной слога.

Та классификация, которую мы сейчас рассмотрели, можно считать достаточной для нашего уровня рассмотрения звуков речи. По предложенной выше системе можно утверждать, что гласным является звук, который, во-первых, в основании своего возникновения имеет голос, а не шум. Гласным является звук, который, во-вторых, имеет четко выраженную формантную структуру, что может практически выражаться в том, что его можно спеть, и который, в-третьих, является слогообразующим элементом в словах языка. Трех этих оснований достаточно, чтобы определить звук как гласный.

Теперь мы бросим взгляд на ту же классификацию с позиции согласных звуков. Этот класс звуков по своим свойствам в целом противоположен гласным, с тем допуском, что абсолютные отличия бывают только на противоположных границах абстрактных структур.

Во-первых, с точки зрения артикуляции согласные звуки предполагают обязательное наличие преграды в речевом тракте. То есть шум, возникающий на пути выдыхаемой воздушной струи – это и есть основа возникновения согласного звука. В согласных звуках бывает и голос, такие звуки называются звонкими согласными. Но в основе звука – шум. Кроме того при образовании многих согласных звуков имеет место момент особого напряжения [б, п, м, г и так далее], хотя это не абсолютно, потому, что [ж, з, ш] могут тянуться.

С акустической точки зрения согласные звуки – это те, в образовании которых важную роль играют шумовые источники, то есть, нет голосовых вибраций, задающих тон и стабильную звуковую волну.

Следует всегда помнить, что отличия гласных от согласных не являются абсолютными, если рассматривать их в разных языках. Теоретически могут быть согласные, в которых настолько много голоса, что он похожи на гласные. Так по артикуляционно-акустическим характеристикам такие звуки как [ l ] и [ j ] по общему набору признаков могут быть отнесены как к классу согласных, так и к классу гласных. Для таких звуков существует название сонанты – это звуки, имеющие и голос, и шум. Это вполне известные нам звуки, но языков более трех тысяч, так что даже при общем взгляде, не бывает идеальных классификаций и формулировок.

С точки зрения функции в языках надо сказать что, если в слове есть гласный звук, то согласный не может работать как слогообразующий звук. Потому что слогообразующая функция согласным звукам не характерна. И всё же в некоторых языках есть слова без гласных звуков. В таких языках согласные звуки могут участвовать в слогообразовании, например, в чешском языке. Братья славяне говорят на родственном нам языке, в котором есть слова без гласных звуков. Вот фраза, которая по транскрипции будет читаться примерно так: [ткркпрстскрзкрк]. Носители родственного нам славянского языка обходятся без гласных звуков в целых фразах. Впрочем, их согласные имеют значительную звонкость, и это восполняет отсутствие гласных звуков. Это переводится как: «Ткни пальцем сквозь горло», что по смыслу соответствует русскому «Попади пальцем в небо».

Но, возвращаясь к основным разделяющим моментам классификации, мы можем с чистой совестью все звуки языков вполне уверенно поделить на согласные и гласные по трем признакам: артикуляционному, акустическому и функциональному. Три критерия вполне можно считать достаточным основанием для принятия решений подобного рода, тем более что все критерии из разных областей знаний.

Артикуляционный признак – это взгляд изнутри с позиции произнесения, то есть по участию или не участию голосовых связок как органов речи в процессе произнесения.

Акустический признак – это взгляд снаружи, когда рассматриваются физические законы звуковых волн. В этом случае под голосом подразумевается чистый тон, который производят голосовые связки как особый источник звука, и особом качеством звуковой волны обладает шум как результат преодоления преграды в речевом тракте. Акустический признак также определяет четкость формантной структуры. Формантная структура – это качество звуковой волны, основное на положении языка по признакам ряда и подъема.

Третья черта касается работы звука в речи – это роль звука в составе слова или слога. Это взгляд с позиции более высокой, чем отдельно взятый звук.

Теперь, когда мы положили границу между гласными и согласными звуками, следует сказать, что гласные и согласные звуки в свою очередь тоже классифицируются по своим внутренним признакам. В наши планы не входит подробное рассмотрение всех классов звуков, но принцип классификации мы рассмотрим. Мы отдельно рассмотрим принципы классификации гласных звуков и принципы классификации согласных.

Гласные звуки классифицируются по положению языка в полости рта, напряженности органов речи и участию губ.

Язык – это самый подвижный активный орган речи, он может двигаться по горизонтали и вертикали. Положение языка при классификации гласных соответственно различают на положения по горизонтали и вертикали.

Продвижение языка в переднюю или заднюю часть полости рта является основанием для характеристики по ряду. По горизонтальному положению гласные делятся на гласные переднего, заднего и смешанного ряда.

При образовании гласных переднего ряда вся масса языка продвинута вперёд.

К гласным переднего ряда относится русский [и]

Произнесение гласных заднего ряда требует, чтоб вся масса языка была оттянута назад.

Гласными заднего ряда являются [о] [у]

Примером гласного среднего (или смешанного ряда) может быть [ё] в слове вёсны, звук [ы] тоже близок к этому положению,

Главной особенностью гласных смешанного ряда относится то, что язык при их произнесении вытянут вдоль полости рта.

Гласные по горизонтальному делению могут также иметь варианты переднего отодвинутого ряда - [i:] в английском языке и заднего отодвинутого ряда [а].

По вертикальному положению в полости рта гласные делятся по степени подъема:

Высокого подъема: [и], [у].

Низкого подъема, их еще называют открытые: [а].

Гласные среднего подъема, например:[о], [э].

В плане напряженности гласные звуки делятся также на напряженные и ненапряженные. В русском языке напряженностью отличаются ударные гласные.

Мы уже упомянули, что гласные отличаются по участию губ. Губы могут быть округленными или выдвинутыми вперед, тогда гласные называются лабиализованными, например [о], [у].

Для наглядности восприятия можно представить такую таблицу:

  Передний Средний Задний
Верхний И нем ü Ы У
Средний Э нем ö Э а о
Нижний Æ А [o] вслове dog

Согласные фонемы делятся, во-первых, по активному речевому органу, образующему преграду. Во-вторых, по способу образования преграды и мягкого нёба.

В-третьих, по работе голосовых связок.

По активному речевому органу согласные классифицируются на губно-губные, для произнесения которых губы сначала смыкаются, а затем с усилием размыкаются: [п], [б].

Губно-зубные согласные, это такие, при их произнесении верхние зубы касаются нижних зубов, например: [ф], [в].

Кроме губ и зубов в образовании согласных звуков может участвовать язык. Такие звуки называются язычными. Они делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные.

К переднеязычным звукам относятся [р] и [л].

К среднеязычным звукам относятся русский звук [й].

К заднеязычным относятся русские [к] [г] [х].

По способу образования преграды все звуки делятся на смычные, щелевые и смычно-щелевые.

Смычные согласные звуки называются так, потому, что органы речи при их образовании смыкаются и образуют полную преграду струе выдыхаемого воздуха, например звуки [п], [б], [т], [д], [к], [г]

Если мягкое нёбо при этом опущено, закрывая проход воздуха через ротовую полость, то образуются носовые смычные согласные звуки русские [м], [н].

Щелевые звуки – это те, при которых органы речи образуют неполную преграду – щель, через которую с шумом выходит воздух, например [ф], [в], [с], [з].

Смычно-щелевые согласные – это когда смычное начало переходит в щель, то есть размыкание преграды происходит медленно. Звуки, артикулируемые таким образом, называются слитными или аффрикатами, например звуки [ч], [ц].

Последний аспект классификации в нашей системе – это участие и неучастие голосовых связок. По этому признаку все гласные звуки делятся на звонкие и глухие:

Звонкие – это те, при произнесении которых голосовые связки вибрируют, и имеет место голос – это [б], [д], [г].

Глухие – это те, при произнесении которых голосовые связки не вибрируют: русские [п], [т], [к].

Это была общая картина классификации гласных и согласных звуков на базе русского языка.

Лекция четвертая

ФОНЕТИКА

ЧЛЕНЕНИЕ ЗВУКОВ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗВУКОВ

Мы уже рассмотрели базовую классификацию звуков речи и определили, чем гласные звуки отличаются от согласных, и как гласные и согласные звуки различаются внутри своих групп. Теперь мы перейдем к более широкому взгляду на вопрос звучания речи и посмотрим на поток речи в целом.

Если слушать человеческую речь, то легко заметить, что речь не звучит как набор отдельных звуков, произносимых последовательно и с расстановкой один за другим. Поток речи представляет собой непрерывную череду звуков, как бы слившихся воедино.

Для того чтоб изучать иностранный язык или научиться писать на родном языке, речь разбивают на составные элементы искусственным образом.

Мы разбиваем речь затем, чтобы узнавать составные элементы, запоминать и узнавать звуки речи. В родном языке узнавание звуков речи дается навыком, отработанным с детства через практику, даже если человек не понимает членения и не знает о возможности членения речи на составляющие элементы. Мозг говорящего человека разбивает речь на составляющие элементы автоматически, даже не говоря человеку – пользователю языка, что он членит речь на части.

Когда же мы учим язык осмысленно, мы разбиваем его на составные элементы, точнее нам преподают его на основании составных элементов, которые мы усваиваем, запоминаем и начинаем воспринимать, понимая, таким образом, речь или говоря.

В родном языке человека восприятие потока речи и членение его на составные элементы производится мозгом автоматически, потому что это привычное, доведенное до автоматизма действие. Люди не замечают такой работы их сознания и недооценивают её, а между тем разделение потока речи на элементы подчиняется твердым законам и доступно пониманию.

Хотя членение языка на звуки и слова доступно и очевидное для всех грамотных людей, оно неизвестно и даже непонятно безграмотному человеку. Умение осмысленно делить язык на составные звуковые элементы является результатом целенаправленной тренировки, которая важна любому человеку, изучающему язык, так как это умение кладется в основу методов исследования и изучения других языков.

Если вести наблюдения за незнакомым языком, терпеливо записывая фразы, слова и звуки, систематизируя их, и находя значения, то можно овладеть чужим языком без учителей. Для этого нужен метод деления языка на составляющие элементы, метод определения смыслового значения элементов и время, чтоб всё обдумать, разобрать и запомнить.

Нам общее представление о делении речи на составные элементы также необходимо, чтобы исследовать язык, обучать языку или изучать иностранный язык. Для этих целей мы и рассмотрим членение речи на простые составляющие элементы.

В чем же заключаются твердые законы, которые стоят за делением потока речи на отдельные звуки? Как мы уже заметили, речь представляет собой звуковой поток или цепь звучаний. Эта цепь состоит из звеньев, которые представляют собой чисто фонетические единицы языка, которые следуют друг за другом в последовательности произнесения.

Фонетические единицы как звенья цепи состоят из фраз, тактов, слогов и звуков. Всего мы выделяем четыре уровня деления потока речи.

Как мы уже отметили, звуки в потоке речи не употребляется изолированно, но спаяны друг с другом. Если поделить поток речи не группы звуков по степени спаянности, то получается несколько уровней деления. Самая крупная группа – это фраза. Фразу можно поделить на такты. Такты делятся на слоги. Слоги делятся на звуки.

Что же такое фраза? Фраза – это самая крупная единица речи, которую можно выделить на слух, потому что в речи фраза от фрезы отделяется паузой, то есть остановкой. Рассматривая фонетику, точнее внешнюю сторону фонетики, мы будем интересоваться только звуком. Мы не рассматриваем ни предложение, ни словосочетание, ни слово, а только звук. С точки зрения звука любая фраза имеет границу начала и конца, имеет собственную интонацию и фразовое ударение. Это признаки фразы как самой крупной фонетической единицы.

Например, в предложениях: Я люблю мороженое. Я считаю его полезным. Мы имеем две фразы. Они отделены паузами от других фраз. Они разделены паузами между собой. Каждая из фраз имеет законченную интонацию внутри фразы, имеет одно логическое ударение, которое может меняться в зависимости от вкладываемого смысла, и одно и более второстепенных ударений внутри фразы. Мы не говорим сейчас о предложениях или словосочетаниях, нас сейчас не интересует смысловая сторона, нам важен только звуковой рисунок. Этот рисунок вещь объективная и он легко выделяется.

Фраза делится на такты. Такт – это часть фразы, имеющая одно ударение. Это может быть один или несколько слогов. В большинстве языков все знаменательные слова представляют собой отдельный такт. Незнаменательные слова не имеют своего ударения, но примыкают сзади или спереди к знаменательному слову и образуют единый такт. Например, русская фраза на ходу – это единый такт, английское слово с артиклем – the house – это тоже один такт. Один такт может представлять собой целую фразу, это в том случае, когда фраза настолько мала, что равна одному такту, например, слово жду, если его выделить паузами и произнести с соответствующей интонацией, будет представлять собой целую фразу, но это будет всего один такт, так как всего одно ударение.

Гораздо чаще в реальной речи несколько тактов составляют одну фразу, например, жду тебя. В этом случае ударения будет два, а значит два такта, но фразовое ударение одно и интонация единая, и пограничные паузы есть, то есть это одна фраза.

Тактов может быть довольно много, тогда фраза будет большой. Главный признак такта – это одно ударение.

Если сравнить фразу и такт, то основные черты будут таковы: фраза выделяется паузами, имеет интонацию и фразовое ударение. Такт имеет одно ударение, но не выделяется паузами, не имеет отдельной интонации. Если фраза равна такту, то она имеет паузы, интонацию и фразовое ударение. Сравним: Дом. Фраза равна такту.Другая фраза: Дом стоял на горе. В этой фразе три такта.

Такты распадаются на слоги. Слог – это часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков. Рабочее определение слога не так уж и сложно, тем более что каждый грамотный говорящий может произнести слово по слогам. Как базовое деление на слоги можно взять деление тактов по слогоразделам, которые проходят между наиболее контрастными звуками. Это, как правило, гласные звуки. В русском языке – один гласный – один слог: дом, дя-дя, ко-ле-со и так далее.

Особенностью многих языков, в частности английского, являются дифтонги – это когда два гласных могут быть внутри одного слога. Тогда один гласный дифтонга будет неслоговым, например, в английском языке это house или boy. Если русский язык примет слово «хауз» в свою систему, то слогов станет больше, потому что в русской фонетической системе нет дифтонгов, и английский дифтонг [ау] будет поделен на две части, так что образуется два слога вместо одного. В русской системе деления слогов слово house будет восприниматься как «ха-уз», и слогов будет два, а не один.

В некоторых языках мира слог может строиться вокруг сонанта или дифтонга, но в русском языке одна гласная – один слог.

Слоги делятся на звуки, а о звуках мы говорили. Звук – это часть слога, произнесенная за одну артикуляцию. А это уже нам знакомо - это экскурсия – выдержка - рекурсия.

Если мы пойдем от мельчайшей звуковой составляющей в направлении усложнения, то мы проделаем обратный путь. Простейший элемент потока речи - это экскурсия – выдержка – рекурсия. Это один звук. Когда эти троичные элементы – один или несколько – объединяются вокруг одного гласного звука, они составляют слог.

Один или несколько слогов, объединяясь, образуют один такт. Такт имеет одно ударение. Один или несколько тактов образуют одну фразу. Признаком фразы является то, что она четко ограничена паузами в начале и в конце, имеет интонацию и фразовое ударение. Всё вышеизложенное – это взгляд не с позиции смысла, а именно с позиции звучания, того, что может услышать любой, даже не зная языка.

С этого следует начинать работу с незнакомым языком, если вы имеете возможность слышать речь, соотносить её и реальностью, но не имеете учителя, учебников или словарей. Бывали люди и, возможно, есть сейчас, которые таким способом без помощи учителей осваивали незнакомые языки. Чем не метод на вооружение?

Для его реализации выделяются звуки, звуки вокруг гласного формируют слог, слоги с одним ударением составляют такт, такты, выделенные паузами с одним ударением и интонацией, представляют собой фразу. Фраза имеет, как правило, законченный смысл. Фразы записывается посредством фонетической транскрипции, звучание соотносится реальностью или предполагаемым смыслом, запоминается и кладется в основу первоначальных знаний, к которым позднее добавляются новые, пока знания не выстроятся в целостную систему. Так при определенном терпении можно выучить любой язык, но нужна языковая среда.

Итак, мы рассмотрели звуковое членение речи на самые элементарные элементы, в основе которого лежит артикуляция с одной стороны и пауза речи с другой.

Но всё это просто только в виде метода. В живой речи вычленение звуков чужого языка гораздо сложнее, потому что ухо не натренировано. Когда нет знаний – вся информация проходит мимо сознания. При знакомстве с чужим языком накопление знаний происходит постепенно по мере их появления, систематизации и усвоения.

Но и это не так просто. Потому что один и тот же звук можно не узнать, если он будет произнесен в разных позициях и при окружении разных звуков, так как один и тот же звук, произнесенный в окружении разных звуков, может быть не воспринят как один и тот же. Переменчивость звуков в речи называется позиционными изменениями.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗВУКОВ РЕЧИ

Мы уже рассмотрели то, как по звучащей речи можно вычленить звуки, слоги, такты и фразы. Если работать с ними, то исходя из строения звука (экскурсия – выдержка – рекурсия), мы сможем расчленить поток на составные элементы, слова, формы слов и так далее. Если подходить к делу серьезно, то так можно без учителя выучить чужой язык, если, конечно уметь писать самому, записывать транскрипцию, систематизировать ее.

Так, специалисты выучивали незнакомые языки. Они называли предметы, запоминали названия, вычленяли звуки. Но на практике это не так просто, как в теории. Потому что звуки в потоке речи меняются. И мы сейчас это вкратце рассмотрим.

Теперь мы будем объединять то, что только что разложили на части. Звуки в потоке речи следуют один за другим. Они, по сути, соприкасаются. Это выражается в том, что артикуляция каждого звука внутри фразы сливается с предыдущим и с последующим звуком, тогда неизбежно происходит взаимодействие звуков. Это взаимодействие называется звуковыми или фонетическими процессами.

При слиянии звуков рекурсия одного звука переходит в экскурсию следующего. Эти явления вполне можно проследить в нашей речи, если обратить на это внимание. Сразу оговоримся, что рассмотрим не все звуковые процессы, а только самые основные, то есть возьмем принципиальную схему.

Произнесите любую фразу, и вы заметите, что при беглом произношении часть звуков поменяется. При членении потока речи на элементы мы должны это учитывать.

Какого же характера процессы имеют место, и как они работают?

Начать следует с того, что звуки делятся на ударные и безударные. Это работает во всех известных языках. Вся система взаимодействия звуков в речи строится на том, что есть ударные и безударные звуки. Все значимые слова во фразе имеют ударения, а в военных командах – создается даже иллюзия двух слов, когда одному слову дается два ударения кру-гом, бе-гом, ша-гом марш. Если удлинить безударный гласный звук, то возникнет иллюзия второго ударения. Но обычно в слове ударение одно, и построение звуковой оболочки слова базируется вокруг него.

Мы помним, что в каждом слоге есть гласный звук или сонант, он является слогообразующим звуком и может нести ударение. Только гласные могут нести ударение, а в слове только один из гласных находится под ударением.

В зависимости от ударности гласные звуки могут делиться на ударные и редуцированные. Ударные звуки - это звуки, которые выделяются при произношении большей силой и четкостью. Это называется сильной позицией звука. Чистое и четкое произношение ударных звуков используется при проверке правописания. Как писать: водовоз, если слышится [вадавóс]? Мы ставим слово, входящее в соста


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: