Последовательно пользуясь основными законами диалектического материализма,
общество неизбежно находит импульсы своего развития и движения в себе самом,
в порождаемых им противоречиях, что находит объяснение в законе единства и
борьбы противоположностей, который гласит: развитие объективной реальности и
процесс ее познания, все формы человеческой активности осуществляются путем
раздвоения единого на различное и противоположное, а взаимодействие
противоположных сил, с одной стороны, характеризует определенную систему как
единое целое, а с другой - составляет внутренний импульс ее развития.
Жизненный путь всех конкретных систем проходит через драматическое испытание
противоречиями.
Противоречие - это определенный тип взаимодействия различных и
противоположных сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы или
между системами, процесс столкновения противоположных стремлений и сил.
Предельным случаем противоречия является конфликт. Сами по себе противоречия
без их разрешения не приводят к развитию, они являются его необходимым, но не
достаточным условием. Противоречие как источник развития действенно только
вместе с его разрешением.
Существует два главных типа развития объектов на основе заложенных в них
противоречий, а также обусловленные ими два главных способа разрешения
последних: антагонистический и гармонический. Понятие гармонии предполагает
стремление к разумному компромиссу и полное слияние на основе некоторого
общего начала, доходящее до полного слияния. Антагонистические
противоположности, образуя единство, обладают вместе с тем относительной
самостоятельностью: они качественно и количественно неравнозначны, играют
разную роль в составе целого, при этом одна из сторон нередко задает тон в
процессе развития, будучи ведущей силой. Это отчетливо видно на примере
развития общества и формы его существования - государства.
Государство - это организация политической власти экономически
господствующего класса. Поскольку этот класс выступает от имени всего
общества, постольку его политическая организация есть и форма организации
общества в целом и постольку его деятельность включает два момента:
выполнение общих дел и специфические функции, вытекающие из противоположности
интересам народа.
Революционаризм - политическое течение, выражающее совокупность объективных
условий, отражающих экономический и политический кризис данного общественного
строя и определяющее возможность социальной революции. Реформизм - отрицание
политической борьбы, способной привести к обвалу системы, проповедует
сотрудничество классов.
Оба подхода имеют преимущества и недостатки.
Революционаризм разрешает противоречия быстро но зачастую этот путь
сопровождается большими человеческими жертвами.
Реформизм действует аккуратно и осторожно но часто слишком долго.
Нормальный способ существования государства это, очевидно, реформизм т.е.
граждане государства развиваются не антагонистически. Но если скорость
разрешения противоречий уж очень низка возможен переход к революционному
развитию.
Таким образом реформизм содержит в себе революционализм и наоборот. Несколько
слов о менталитете. Как следует из предыдущих рассуждений политический
менталитет это осознание массами того как надо вести жизнь в обществе. Грубо
говоря это обоснованное понимание пути развития общества.