Основные этапы и последовательность выполнения курсовой работы

Работа выполняется в течение четвертого семестра в два этапа. На первом этапе необходимо:

1. Уяснить задачу и основное содержание работы путем изучения полученного от кафедры задания по его индивидуальной теме, в котором сформулировано название темы работы, указана статистическая совокупность, круг изучаемых по ней показателей, применяемых методов и подлежащих изучению вопросов (см. п. 2.5).

Сущность изучаемого в работе явления, то есть его содержание и основные черты, например, уровень и эффективность производства, реализация продукции, вначале уясняется студентом, опираясь на всю совокупность ранее накопленных им знаний при изучении экономической теории, аграрной экономики и других дисциплин.

Более глубокое понимание сущности явления, условий его формирования, развития и связей с другими явлениями углубляется на втором этапе при изучении курса статистики на лекциях, лабораторно практических занятиях, при чтении учебников, учебных пособий и других материалов, рекомендованных кафедрой. Одновременно студент уясняет актуальность изучаемого явления для экономики предприятий, а также важность выполняемой курсовой работы для своей профессиональной подготовки и последующей практической деятельности.

2. Поскольку содержание курсовой работы заключается в проведении экономико-статистического анализа массового явления, рассматриваемого в данной теме, то необходимо кратко уяснить его сущность. Экономико-статистический анализсводится в основном к следующему:

- проектирование и расчет статистических показателей, характеризующих уровень (объем) изучаемого явления по единицам статистической совокупности и его состав;

- изучение различий в уровне этих показателей по совокупности предприятий путем расчета показателей вариации, проведения статистических группировок, применения графического метода;

- уяснение причин (факторов), вызывающих различия в изучаемых показателях, а также содержания и способов расчета показателей, характеризующих эти факторы; расчет по имеющимся данным этих показателей;

- оценка влияния факторов (их комплекса и каждого фактора в отдельности) на изучаемые в работе результативные показатели с использованием статистических методов изучения взаимосвязей в массовых явлениях – аналитических группировок, разложения составных показателей, индексного, корреляционно-регрессионного и других методов.

2. Рассчитать по каждой единице совокупности 5-6 относительных показателей, характеризующих уровень изучаемого явления. Студент может воспользоваться рекомендациями по изучаемой теме (см. п.1 первого этапа курсовой работы по каждой теме), или выбрать их самостоятельно. Содержание и приемы расчета относительных показателей изучаются студентом на практических занятиях до начала выполнения курсовой работы, а также самостоятельно. Расчет показателей рекомендуется проводить в MS Exсel или пакете STATISTICA, используя навыки полученные в курсе информатики.

Рассчитанные показатели целесообразно занести в таблицу №1, где по строкам показываются показатели по каждому предприятию, а в графах (столбцах) таблицы номера предприятий и названия рассчитанных показателей. При этом следует соблюдать общепринятые правила составления таблиц (см. тему 5. «Статистические таблицы и графики» Практикума по статистике (№2 в списке основной литературы данных методических указаний). Единицы совокупности рекомендуется располагать в таблице по ранжиру одного из наиболее важных для раскрытия темы показателей.

3. Изучить вариацию и связи между собой полученных показателей таблицы №1 путем сопоставления их параллельных рядов. По двум наиболее важным для раскрытия темы и возможным группировочным признакам рассчитать показатели вариации (размах вариации, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации). По данным анализа вариации сделать выводы об однородности совокупности и необходимости применения в анализе метода статистических группировок.

4. Рассчитать с использованием полученных выше показателей вариации, среднюю и предельную ошибки выборки, доверительные пределы генеральной средней и сделать вывод о возможности распространения выводов по изучаемой совокупности на генеральную совокупность, из которой сделана выборка в порядке случайного бесповторного отбора.

5. Провести статистическую группировку изучаемых предприятий (сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) или других хозяйств). По выделенным группам провести сводку индивидуальных признаков, получить при этом сводные абсолютные показатели по каждой группе и в целом по совокупности.

Результаты работы на первом этапе представить в установленные сроки (см. табл. 1) на кафедру в письменном, а сводные данные – в электронном виде.

На втором этапе работы над курсовой работой необходимо:

1. Уяснить сущность экономико-статистического анализа массового явления, составляющего основное содержание работы. Он сводится в основном к следующему:

- проектирование и расчет статистических показателей, характеризующих уровень (объем) изучаемого явления по единицам статистической совокупности и его состав;

- изучение различий в уровне этих показателей по совокупности предприятий путем расчета показателей вариации, проведения статистических группировок, применения графического метода;

- уяснение причин (факторов), вызывающих различия в изучаемых показателях, а также содержания и способов расчета показателей, характеризующих эти факторы; расчет по имеющимся данным этих показателей;

- оценка влияния факторов (их комплекса и каждого фактора в отдельности) на изучаемые в курсовой работе результативные показатели с использованием статистических методов изучения взаимосвязей в массовых явлениях – аналитических группировок, разложения составных показателей, индексного, корреляционно-регрессионного и других методов.

2. Теоретически уяснить содержание и форму статистических показателей, раскрывающих содержание работы, используя все формы учебного процесса.

3. Провести проектирование системы статистических показателей и таблиц, позволяющих дать всестороннюю характеристику выделенных групп и всей совокупности.

4. Провести анализ полученных показателей, изучить связи между ними и динамику изменения, используя комплекс приемов статистического изучения массовых явлений.

5. Оформить вторую часть работы и представить его на кафедру для защиты в установленные сроки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: