Характеристика активности экзогенных геологических процессов по генетическим типам процессов

Оползни. Активизация оползней отмечена в инженерно-геологическом регионе северного склона Большого Кавказа, в областях высокогорного и средне-низкогорного рельефа. Проявления оползневых процессов исследованы на Тырныаузской, Кашхатауской и Верхне-Балкарской площадях, в долинах рек Малка, Баксан, Чегем, Черек Хуламский. В целом по территории, активность оползневых процессов оценивается как средняя, на уровне прошлых лет.

В области высокогорного рельефа в летне-осенний период отмечена активизация оползневых процессов на Тырныаузской и Верхне-Балкарской площадях сети ГМСН, а также в долине р. Чегем.

Вновь активизировался оползень в правом борту долины р. Гижгит, на склоне выше хвостохранилища № 3 ТГОКа.

Рисунок № 1. Оползень в правом борту долины р. Гижгит, выше хвостохранилища № 3 ТГОКа, центральная часть (04.10.2012г.)

Смещения по вертикали и горизонтали достигают 1,2 м, деформировано около 100 м грунтовой автодороги. Причина образования и ежегодной активизации оползня – подрезка склона ниже существующей дороги земляными работами, пригрузка верхней части склона при передвижении тяжелой техники.

На участке Бузулган, в правом борту р.Герхожансу в 2,4 км выше г.Тырныауз, отмечена слабая активность на языке оползня Бузулган. На зелесенной части языка отмечено подновление трещин отседания, и появление новых, до 4-6 м длиной, в районе реперов R1a, R2. Активизация, вероятно, связана со сходом селевого потока по р. Герхожансу в августе 2011 года и подрезкой языка оползня. Выше по склону следов подвижек не отмечено.

В долине р. Чегем отмечена активизация нескольких крупных оползней, произошедшая летом.

В 3,6 км выше устья р. Джунгусу, напротив устья р. Быкмылги (правый приток р. Чегем) произошла активизация части крупного оползневого массива древнего возраста в левом борту р. Чегем, образовавшегося в зоне тектонического контакта аргиллитов нижне-среднеюрского возраста и сланцев пермско-триасового возраста. Общий объем оползневого массива оценивается в 15 млн. м3, площадь 0,3 км2.

Объем подвижки порядка 6500 м3, породы представлены щебнем аргиллитов и вышележащими делювиально-коллювиальными отложениями. Оползневыми отложениями частично занесена автодорога на протяжении 100 м. Основные факторы активизации – атмосферные осадки, подрезка склона автодорогой, подрезка нижней части оползня р. Чегем. Дорога расчищена.

В долине р. Чегем на участке «Булунгу» выявлена активизация верхней части оползня-потока, дислоцированного в правом борту р.Булунгусу (правый приток р. Чегем) в 400 м южнее с. Булунгу, размеры подвижки 80х30 м. Оползень приурочен к тектонической зоне дробления в липаритовых порфирах и является частью более крупного древнего оползневого массива. Ущерба нет. Фактор активизации – атмосферные осадки.

Также на участке «Булунгу» отмечена оползневая активность на склоне в 850 м выше к югу от с. Булунгу. Размеры активного оползня 2-го порядка около 70х30 м, высота стенки отрыва 3,0 м. Отмечены свежие трещины отрыва в районе бровки, смещение в плане - первые дециметры. Ущерба нет. Фактор активизации – атмосферные осадки.

В области межгорной Северо-Юрской структурно-эрозионной депрессии отмечена активизация оползневых процессов на участке наблюдательной сети Верхняя Балкария, а также в долинах рек Черек Хуламский, Хашхасу.

На южной границе участка Верхняя Балкария, на крайнем левом оползневом блоке отмечены следы подвижки в центральной части, в виде протяженной трещины ниже полотна автодороги Урвань-Уштулу и затушеванной трещины поперек полотна дороги, в продолжение левой боковой трещины оползневого блока. Объем сместившихся масс составил около 2000 м3, было завалено 10-12 м автодороги. Судя по состоянию трещины, подвижка произошла в апреле-начале мая.

Осенью здесь отмечены следы повторной подвижки в левой части, в виде протяженной трещины ниже полотна автодороги Урвань-Уштулу вдоль боковой бровки оползня, вертикальная амплитуда до 0, 5 м, объем сместившихся масс порядка 2000 м3. Деформировано около 20 м автодороги.

На СВ границе участка Верхняя Балкария, на нижнем оползневом блоке, отмечены следы подвижки, произошедшей вероятно в конце июня - июле. Объем переместившихся масс равен приблизительно 1500 м3, деформировано около 20 м автодороги Урвань-Уштулу. Подвижки отмечаются здесь практически ежегодно. Факторы активизации – разгрузка грунтовых вод на контакте с дорожной полкой, движение автотранспорта.

В правом борту р. Хашхасу, в 5,0 км выше с. Верхняя Балкария, отмечена активизация оползня размерами 180х250 м, вертикальная амплитуда до 0,3 м, по старым трещинам. Объем оползневого тела ~ 5000 м3. Центральная и левая части оползня на контакте с автодорогой и выше её местами обводнены. Деформировано около 120 грунтовой дороги. Основные факторы активизации – атмосферные осадки, подрезка склона р. Хашхасу.

В левом борту р. Черек Хуламский, в 4,5 км выше с.Карасу, вновь выявлено увеличение участка, пораженного оползневыми процессами, на 50 м вверх по долине (рис. 2). Отмечается расширение старых трещин, деформация дорожного полотна на протяжении 180-190 м. Под угрозой находится линия связи, трасса которой проходит по обочине автодороги – 4 столба находятся на оползающем участке. Факторы активизации – дорожные работы, движение автотранспорта.

В 6 км выше с. Карасу, в левом борту р. Черек Хуламский, продолжилась активизация части крупного оползня, пересекаемого автодорогой Карасу – Безенги (рис. 3). Отмечено подновление трещин вдоль автодороги, вертикальная амплитуда до 0,3 м, смешение в плане также до 0,3 м. Объем подвижки составил ориентировочно 6000 м3. Деформировано 100 м автодороги, под угрозой также столб ЛЭП, находящийся в 1,0 м от левой боковой трещины оползня. В 2010 г. здесь отмечались подвижки более скромного объема, и нами было сделано предположение о дальнейшем активном развитии оползневого процесса, что и подтвердилось в 2011-12г.г.

Рисунок № 2. Правый фланг оползневого участка на автодороге Карасу - Безенги в левом борту р. Черек Хуламский выше в 4,5 км от с.п. Карасу (25.07.2012г.). Подновление трещин, образовавшихся в 2011г. Высота сумки в центре снимка 30см

Рисунок № 3. Свежие оползневые трещины в дорожном полотне а/дороги Карасу - Безенги на правом краю оползневого участка в левом борту р. Черек Хуламский в 6,5 км выше с.Карасу (23.10.2012г.)

В левом борту р. Черек Хуламский в 5,6 км ниже с. Безенги, отмечена оползневая подвижка размерами 45х25 м, захватившая часть автодороги вдоль низового откоса. Вертикальная амплитуда в районе низового откоса дороги составила 0,3 м, перемещение в плане 0,2-0,3 м. Всего захвачено около 20 м автодороги, шириной порядка 1,5 м. Активизация произошла в районе левой границы крупного оползневого массива древнего возраста с современными подвижками второго порядка (участок территориальной сети Хуламский). Выше по склону следов активности оползневых процессов не установлено. Факторы активизации – атмосферные осадки, увлажнение склона подземными водами в районе боковой плоскости скольжения оползня более крупного оползня.

В левом борту р. Черек Хуламский в 1,4 км ниже с. Безенги, отмечена активизация в нижней части крупного оползня - потока размерами ~ 45х300 м, на пересечении с автодорогой. Произошла подвижка на участке размерами 50х30 м, оползневыми массами было частично завалено 20 м шоссе. В правом борту оползня, на контакте с автодорогой, следы постоянного обводнения, вероятно выход грунтовых вод. Дорога расчищена. Факторы активизации – атмосферные осадки, увлажнение склона подземными водами.

В области средне-низкогорного рельефа отмечена активизация оползневых процессов на Кашхатауской площади наблюдательной сети ГМСН, в районе автодороги Хасанья – Герпегеж, в районе с.с. Белая Речка, Хасанья, Герпегеж, Аушигер и в долинах р.р. Малка, Баксан, Чегем, Черек Хуламский.

На СВ окраине с. Сармаково, на теле древнего оползневого массива отмечено образование оползня-потока в районе старой бровки верхней ступени. Размеры подвижки незначительны, 10х15 м при мощности около 1,5 м. Ущерба нет.

В правом борту р. Куркужин на юго-западной окраине с. Верхний Куркужин 18 августа было отмечено образование оползня, размерами около 90х40 м, высота стенки отрыва около 5 метров. Ширина раскрытия трещин до 0,5 м, вертикальное смещение – местами до 5 м, горизонтальное смещение порядка 1,0 м, базис смещения – русло безымянного ручья, правого притока р. Куркужин. Слева от оползневого участка, в 3-5 м выше бровки отрыва, отмечены трещины разрыва, на площади примерно 20х10 м, что говорит об активности оползневых процессов, и возможной их дальнейшей активности вдоль бровки отрыва. Оползнем захвачена часть территории сельского кладбища №3. Фактор активизации, предположительно – изменение режима грунтовых вод.

В долине р.Чегем отмечена активизация 2-х оползней. Летом произошла активизация части древнего оползня, пересекающего автодорогу республиканского значения Чегем – Верхний Чегем в 2 км выше с.Лечинкай, в левом борту р.Чегем (рис. 4-5). На протяжении около 0,5 км автотрассы отмечены свежие трещины и участки деформации дорожного полотна.

Протяженность трещин достигает 13-14 м, вертикальная амплитуда до 0,35 м., раскрытие трещин – до 3-5 см. В целом, деформировано около 200 м автодороги. Основные факторы активизации – атмосферные осадки, обводненность склона, техногенная нагрузка.

В правом борту р.Чегем, в 1,2 км выше Чегемских водопадов отмечена активизация оползня размерами 60х40 м, средней мощностью около 2,5 м, объемом 6000 м3. Было частично завалено 40 м обочины автодороги, под угрозой находятся газопровод среднего давления и столб линии связи. Основные факторы активизации – атмосферные осадки, подрезка склона автодорогой.

Рисунок № 4 Оползневые трещины на автодороге в 2 км выше с. Лечинкай (23.07.2012г.)

Рисунок № 5 Язык оползня со следами новой подвижки в левом борту р. Чегем (14.11.2012г.)

В правом борту долины р. Баксан, на СВ окраине с. Лашкута 1-2 июня и 8-9 июня отмечена массовая активизация оползней на двух склонах разной экспозиции. Оползни неглубокого заложения, срывы, оплывины в делювиальных отложениях. В результате активизации оползневых процессов частично были завалены ул. Темукуева (100 м) и ул. Подгорная (48 м), разрушены заборы, завалены приусадебные участки, поломаны садовые деревья. Оползневыми процессами поражена значительная часть склонов (50-60%), всего насчитывается 13 оползневых форм. Общий объем переместившихся масс составил около 21 тыс.м3. Фактор активизации – строение склонов, интенсивные атмосферные осадки.

В правом борту р.Бешенка, выше с.Белая Речка (нижняя часть участка территориальной сети Белая Речка) в 150 м выше неработающего деревообрабатывающего цеха, отмечаются небольшие подвижки. Выявлена активизация одного оползневого блока размерами 50х30 м, объемом 1500 м3. Фактор активизации – увлажнение грунтовыми водами.

В правом борту р. Белая, на участке территориальной сети «Головной водозабор» отмечена активизация оползневых процессов. Произошла подвижка части оползня, размерами 100х50 м, вертикальная амплитуда до 1,1 м, горизонтальное смещение 1,0 -1,5 м. Остатки БУС ниже языка оползня окончательно сдвинуты в русло р. Белая. Объем переместившихся масс ориентировочно составил 5,5 тыс. м3. Факторы активизации – атмосферные осадки, возможно, антропогенное воздействие – выше бровки отрыва оползня отмечены следы земляных работ.

В правом борту р. Нартия на окраине с. Хасанья, ниже участка территориальной сети, отмечена активизация оползня размерами 25х12 м на залесенном склоне. Объем подвижки около 600 м2. Ущерба нет. Язык оползня подрезается речкой Нартия, склон местами обводнен.

Слабая активизация оползня «Дорожный» на Кашхатауской площади произошла в начале апреля. В верхней части оползня отмечено смещение по горизонтали до 0,5 м. Ранее появившиеся трещины выше бровки отрыва затушеваны, активности по ним не зафиксировано. Ниже, на теле оползня, явно выраженных следов активности не выявлено, однако по трассе грунтовой автодороги Хасанья – Герпегеж вновь проявляются деформации, сильно деформировано около 300 м дороги. Второй год подряд отмечается некоторое снижение интенсивности проявления оползневых процессов на этом участке, по сравнению с прошлым циклом наблюдений. Факторы активизации – движение автотранспорта, обводненность, атмосферные осадки.

Повторная активизация оползня «Дорожный» выявлена в августе. В верхней части оползня, на стенке отрыва, отмечено незначительно смещение по горизонтали и вертикали, ниже в 150 м, на автодороге Хасанья-Герпегеж выявлены свежие поперечные трещины. Объем сместившихся масс порядка 50 тыс. м3. Факторы активизации – движение автотранспорта, атмосферные осадки.

В правом борту р.Хеу, в 300 м выше моста на западной окраине с.Герпегеж, отмечена активизация и увеличение в размерах активного в последние годы оползня-потока, на данное время его размеры составляют 90х35 м, средняя мощность 2 м (рис. 6). Объем переместившихся масс составил порядка 6300 м3. Ущерба нет. Вдоль бровки отрыва проходит трасса ЛЭП, в непосредственной близости к бровке отрыва находится два столба. Необходим перенос столбов ЛЭП. Фактор активизации – атмосферные осадки.

Рисунок № 6 Оползень в правом борту р. Хеу (20.06.2012г.)

В левом борту р.Хеу, в 280 м выше моста на западной окраине с.Герпегеж, отмечена активизация оползня размерами 30х45 м, вертикальная амплитуда 0,5-0,7 м, смещение по горизонтали около 3 м, средняя мощность 4, 5 м. Язык оползня локально обводнен. Объем переместившихся масс составил порядка 6075 м3, ущерба нет. Выше бровки оползня в 5-6 м – столб трассы ЛЭП. Фактор активизации – обводненность склона грунтовыми водами, атмосферные осадки.

На крупном оползне-потоке в левом борту р. Хеу в ~ 1 км выше с. Аушигер отмечена активность трех более мелких оползней правом борту балки и одного оползня в левом борту. Оползни, преимущественно, течения, размеры их варьируют от 110х12 до 30х12 м. Горизонтальное смещение от 1,5 м до 5, 0 м, мощность от 1,5 до 2,5 м. Общий объем переместившихся масс, представленных делювиальными отложениями и глинами, составил порядка 5000 м3. Ущерба нет.

Оползни по обоим бортам р. Хеу развиты повсеместно, что обусловлено спецификой геологического строения участка – площадным развитием бентонитовых глин и мергелей.

В левом борту р.Черек Хуламский, в 2,5 км ниже с.Карасу, в 1,0 км ниже к югу от г.Чирахкенд, отмечена активность в верхней части крупного оползня размерами ~ 500х200 м. Произошедшая подвижка захватила правую и центральную части оползня в районе бровки отрыва, отмечено подновление стенки отрыва (высота до 30 м). Ущерба нет. Фактор активизации, вероятно, атмосферные осадки.

В правом борту р. Черек Хуламский, в 2,2 км ниже с. Карасу, отмечена активность на оползне размерами ~ 180х80 м, дислоцированного на залесенном склоне выше автодороги Бабугент - Карасу. Подвижка отмечена на участке размерами 80х60 м, в правой части основного оползня, мощность порядка 3 м. Нижняя часть склона (оползня) заболочена. Ущерба нет. Фактор активизации – атмосферные осадки, увлажнение грунтовыми водами.

На Верхне-Балкарской площади в правом борту р. Черек Балкарский, в 3,8 км выше оз. Нижнее Голубое, в начале июня произошла слабая активизация оползня в дорожном откосе, размерами 12х12 м, объемом около 150 м3. Оползень типа оплывины, с неглубоким захватом склоновых отложений. Было завалено 10 м федеральной автодороги Урвань-Уштулу. Дорога расчищена.

В Предгорье в 1,8 км от моста на федеральной автодороге М-29, в правом борту р. Баксан на склоне выше автодороги Баксан – Азау отмечена активизация части оползня-потока, размерами 50х30 м, глубина захвата около 1,2 м, объемом ~ 1800 м3, расстояние от языка оползня до полотна дороги ~ 35 м. Ущерба нет.

Активность оползневого процесса за отчетный период по областям оценивается как средняя, на уровне 2010-11г.г.

Сели. В 2012 году на территории КБР отмечен сход селей в инженерно-геологическом регионе северного склона Большого Кавказа, в областях высокогорного и средне-низкогорного рельефа – Тырныаузская и Верхне-Балкарская площади, долины р.р. Баксан, Чегем, Черек Хуламский (Безенгийский), Черек Балкарский. В целом по обследованной территории, активность селевых процессов оценивается как средняя (ниже уровня 2011г.).

В области высокогорного рельефа активизация селевых процессов выявлена летом, а также в начале осени. Сходы селевых потоков отмечены на Эльбрусской и Тырныаузской площадях сети ГМСН, а также в долинах р.р. Черек Безенгийский, Черек Балкарский.

В августе отмечено прохождение селевого потока по ручью Сагаевский (правый приток р. Баксан ниже с.Эльбрус). Объем твердой составляющей равен 2000-3000 м3, селевой поток не вышел за пределы конуса выноса, отложившись большей частью во врезе. Сель сформировался в русле ручья, после интенсивного ливня. Ущерба нет.

В конце лета прошел селевой поток по р.Андырсу, правому притоку р.Баксан в 600 м ниже п.Нейтрино. Объем выносов – первые тысячи м3.

По р. Большой Мукулан (левый приток р. Баксан в 4,2 км выше г. Тырныауза) сель прошел в августе (рис. 7, 8). Селевой поток сформировался в эрозионном врезе в техногенных отложениях карьера ТГОК в левом борту балки Большой Мукулан и отложился в селепропускном лотке. Лоток в верхней части (выше моста) заполнен до верха. Нижняя часть лотка также завалена, ниже, в устье р. Большой Мукулан (левый борт р. Баксан) образовался значительный врез. Объем выносов, отложившихся в лотке, составил порядка 4000 м3. Необходима расчистка лотка от накопившихся отложений, иначе следующие селевые потоки пойдут через борта лотка в верхней его части на трассу автодороги Баксан-Азау (А-158).

Рисунок № 7 Селепропускной лоток на р. Большой Мукулан после схода селевого потока в 2011 году – верхняя часть. Рисунок № 8 Селепропускной лоток на р. Большой Мукулан после схода селевого потока – верхняя часть – осень 2012г.

На территории горного отвода ТГОК в начале осени зафиксированы следы схода двух микроселевых потоков.

В правом борту р. Камыксу, в 8,5 км от КПП ТГОК, в районе разрушенного здания КСИ прошел микросель объемом 100 м3, было частично завалено селевыми отложениями 15 м грунтовой автодороги.

По безымянному ручью, правому притоку р. Чатбаши, в конце лета – начале осени прошел микросель, объемом порядка 250 м3. Было завалено 10 м грунтовой автодороги, ведущей к минеральным источникам Жылысу. Дорога частично расчищена. Фактор активизации микроселей, зафиксированных на территории горного отвода ТГОК – атмосферные осадки.

В 9,4 км выше с. Безенги по р. Беккамсу – левобережному притоку р. Черек Безенгийский, берущему начало на склонах хребта Коргашинлитау 29 июля прошел селевой поток объемом около 9 тыс. м3. Выносами было перекрыто 40 м грунтовой автодороги, ведущей к а/л «Безенги» (рис. 9). Фактор активизации – атмосферные осадки.

В 10,6 км выше с. Безенги по р. Урельсу (левому притоку р. Черек Безенгийский, берущему начало на склонах хребта Коргашинлитау) 29 июля прошел селевой поток. Селевыми выносами было перекрыто 100 м грунтовой автодороги. Объем выносов составил ориентировочно 11 тыс. м3. Фактор активизации – атмосферные осадки.

Рисунок № 9. Следы селевых выносов по р. Беккамсу на автодороге в левом борту р. Черек Безенгийский (фото М.Д. Докукина, ВГИ Росгидромета)

В 12,3 км выше с. Безенги по р. Наратлы (правому притоку р.Черек Безенгийский) в начале июля отмечен селевой поток. Селевыми выносами было перекрыто 40 м грунтовой автодороги. Фактор активизации – атмосферные осадки.

По р. Ортозюрек, правому притоку р. Карасу (правому истоку р. Черек Балкарский) в 18 км выше с. Верхняя Балкария, в августе прошел селевой поток, общий объем выносов оценивается около 5 тыс. м3. Данных об ущербе нет. Сель прошел, вероятно, 19 августа, когда после выпадения сильных осадков был зафиксирован высокий уровень воды в р. Черек Балкарский и отмечены случаи активизации боковой эрозии по р. Псыгансу.

В области межгорной Северо-Юрской структурно-эрозионной депрессии в летний процессоопасный период отмечены несколько селепроявлений в долине р. Черек Хуламский, фактор активизации – атмосферные осадки.

В правом борту р. Черек Хуламский в 5,5 км ниже с. Безенги, по ручью в районе развалин Усхур летом прошел селевой поток объемом до 3 тыс. м3. Ущерба нет.

В правом борту р. Черек Хуламский в 5,8 км ниже с. Безенги, по ручью в ниже развалин Усхур летом прошел селевой поток объемом около 1 тыс. м3. Ущерба нет.

В области средне-низкогорного рельефа летом отмечено прохождение селей и микроселей в долинах р.р. Малка, Чегем, Черек Хуламский.

По р.Экипцоко, правому притоку р. Малка в 2,3 км выше с. Сармаково, 20 апреля прошел селевой поток (вероятнее, наносоводный поток), которым было уничтожено 80 м шоссейной автодороги и мост. Затраты на восстановление, по данным Госкомдора КБР составили 10, 7 млн. руб. Фактор активизации – атмосферные осадки.

По безымянному ручью в с. Белая Речка, левому притоку р. Нальчик в 1,5 км ниже устья р. Бешенка, в мае-июне прошел микросель объемом 300 м3. Ущерба нет.

В левом борту долины р. Чегем в 1,2 км ниже с. Нижний Чегем по небольшой балке в июне сошел микросель, объемом до 200 м3. Грязекаменная масса частично отложилась на автодороге Лечинкай-Булунгу. Было частично завалено 20 м дороги. Балка, где сформировался микросель, граничит с левым бортом крупного оползня, активизации оползневых процессов не отмечено.

В долине р. Чегем в с. Нижний Чегем по ручью Ырхыкол (правому притоку р. Чегем) 2 июня прошел грязекаменный сель, объем отложившейся на конусе выноса грязекаменной массы составил около 400 м3 (рис. 10). Было перекрыто 30 м автодороги Лечинкай-Булунгу. Сели здесь проходят ежегодно.

Рисунок № 10. Селевые выносы р. Ырхыкол на пересечении с автодорогой Чегем - Верхний Чегем на СВ окраине с. Нижний Чегем.

В правом борту р. Чегем, в 1,4 км выше с. Нижний Чегем по безымянной балке 2 июня прошел грязекаменный сель объемом около 500 м3, было завалено 40 м шоссе, единственная автодорога в ущелье была перекрыта 3 часа.

В 4,4 км ниже с. Карасу в правом борту р. Черек Хуламский зафиксирован сход селевого потока по безымянному ручью, правому притоку р. Черек Хуламский. Объем выносов составил 2500 м3, ущерба нет. Сели здесь отмечались и 2010-11г.г. Фактор активизации – атмосферные осадки.

В 3,8 км ниже с. Карасу в правом борту р. Черек Хуламский зафиксирован сход селя по безымянному ручью, правому притоку р. Черек Хуламский. Объем выносов составил 2000 м3, ущерба нет. Отмечено эрозионное размытие берегов выше моста и значительный врез в устье. Здесь также отмечались селепроявления в 2010-2011 г.г. Фактор активизации – атмосферные осадки.

Обвально-осыпные процессы. За отчетный период на территории КБР отмечена активизация обвально-осыпных процессов в инженерно-геологическом регионе северного склона Большого Кавказа, в областях высокогорного и средне-низкогорного рельефа (долины р.р. Малка, Чегем, Черек Хуламский, Черек Балкарский, Псыгансу), на Верхне-Балкарской и Тырныаузской площадях, и в Предгорье – правый борт р. Баксан. Активность процессов в целом оценивается как низкая.

В области высокогорного рельефа на Тырныаузской площади на территории горного отвода ТГОК в период конца лета-начала осени зафиксированы два проявления обвальных процессов.

В правом борту долины р. Гижгит, в районе портала тоннеля отводного канала на склоне произошел обвал объемом порядка 40 м3, обвалы здесь отмечались и ранее. Ущерба нет.

В левом борту балки Малый Мукулан (в верховье) отмечен обвал в дорожном откосе, объемом около 45 м3. Было завалено 10 м грунтовой автодороги.

В области межгорной Северо-Юрской структурно-эрозионной депрессии в летний процессоопасный период отмечены проявления обвального процесса в долинах р.р. Джунгусу, Черек Балкарский, Псыгансу.

В правом борту р.Джунгусу, в 1,4 км выше устья, зафиксирован обвал в приводораздельной части склона (рис. 11). Протяженность бровки отрыва 90 м, высота стенки отрыва около 20 метров, объем переместившихся масс составил приблизительно 9000 м3. Обвал, судя по результатам анализа космоснимков 2010-2011г.г., образовался в 2012 г., вероятно в весенне-летний период.

На Верхне-Балкарской площади, в левом борту р. Черек Балкарский в 200 м ниже с.Верхняя Балкария 19.08.2012 г. отмечено обрушение берега на участке размерами 20х5 м, высота уступа около 3 м (рис. 12) Уничтожена левая часть автодорожного моста и 10 м грунтовой автодороги, проезд невозможен. Фактор активизации – атмосферные осадки.

Рисунок № 11. Обвальный участок в правом борту р. Джунгусу, 03.10.2012г.

Рисунок № 12. Обрушение берега в левом борту р. Черек Балкарский (08.10.2012г.)

В левом борту р. Псыгансу, в 12,6 км выше с. Верхняя Жемтала, в подэскарповой зоне Скалистого хребта отмечен обвал объемом 40 м3, было завалено 10 м грунтовой автодороги.

В левом борту р. Псыгансу в 11,8 км выше с. Верхняя Жемтала зафиксировано обрушение берега на участке размерами 25х5 м, высота уступа около 3,0 м. Ущерба нет, под угрозой грунтовая автодорога и опора моста в левом борту.

В левом борту р. Псыгансу в 9,0 км выше с.Верх. Жемтала зафиксировано обрушение берега на участке размерами 32х3,5 м, высота уступа около 3,0 м. Поврежден участок грунтовой автодороги на протяжении 25 м и шириной до 1,5 м.

В левом борту р. Псыгансу в 8,7 км выше с.Верх. Жемтала зафиксировано обрушение берега на участке размерами 32х5 м, высота уступа около 2,2 м. Поврежден участок грунтовой автодороги на протяжении 15 м и шириной от 1 до 5 м.

В левом борту р. Псыгансу в 7,1 км выше с.Верх. Жемтала зафиксировано обрушение берега на участке размерами 36х3 м, высота уступа около 2,0 м. Поврежден или уничтожен участок грунтовой автодороги на протяжении 30 м, шириной от 1 до 6 м.

Активизация ЭГП по рек Черек Балкарский, Псыгансу вероятно произошла в одно и тоже время, после выпадения обильных осадков 19 августа в верховьях.

В области средне-низкогорного рельефа, отмечен обвал в правом борту р. Чегем, выше с. Нижний Чегем.

В правом борту р.Чегем в 4,4 км выше с.Нижний Чегем, 15 июля произошел обвал объемом около 150 м3, максимальный размер обломков 1,0х1,0х0,5 м. Было завалено около 15м асфальтированной дороги Нижний Чегем - Хуштосырт, повреждено 10 м газопровода среднего давления. Была прекращена подача газа в с.с. Хуштосырт, Эльтюбю, Булунгу. Фактор активизации - атмосферные осадки.

В правом борту р. Чегем в ~ 850 м выше с. Хуштосырт (в районе обвала 2009г.) отмечается дальнейшее обрушение берега, пораженный участок достигает протяженности 15 м (рост – на 3 м). Отступление берега составило до 2,5 м. Ущерба нет, при дальнейшем развитии процесса – угроза автодороге и пешеходной дорожке, основание которой уже размыто р.Чегем.

В левом борту р. Черек Хуламский в 200 м выше с. Карасу отмечено обрушение берега на протяжении 170 м. На отрезке длиной 80 м берег отступил вплотную к автомобильной дороге Карасу - Безенги, защитные бетонные блоки вдоль автодороги обрушены в русло реки, на участке протяженностью 10 м повреждено полотно автодороги.

В правом борту р. Малка на окраине с. Сармаково 9 августа в результате обрушения берега повреждено 50 м обочины асфальтированной автодороги, разрушено БУС. Размеры участка активизации 50х7 м, высота уступа до 5 м (рис. 13).

Рисунок № 13. Обрушение берега в правом борту р. Малка (26.09.2012)

В Предгорье, в правом борту р.Баксан, в 2,1 км от начала автодороги Баксан-Азау, отмечено обрушение берега на участке протяженностью 14 м. Повреждена защитная ж/б стенка, уничтожено 14 м обочины шоссе. В 2011 г. аналогичное обрушение берега произошло в ~ 50 ниже по течению, также были повреждены дорога и защитная стенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: