• Ощутимо повлияли на ускорение процесса культурного строительства многие деятели национальной интеллигенции. Они принимали активное участие в создании оригинальных учебников и учебных пособий на родном языке:
• А.Байтурсынов - учебные пособия по родной речи, учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь;
• Ж.Аймауытов - методика преподавания родного языка, ставившая проблему двуязычия, интернационального и нравственного воспитания учащихся;
• К.Сатпаев - составитель первого учебника алгебры для средней школы на казахском языке;
• А.Букейханов - автор учебника по географии;
• С.Сейфуллин, С.Садуакасов, Г.Мусрепов, М.Дулатов, М.Жолдыбаев, М.Жумабаев, К.Кеменгеров и др. - приняли активное участие в создании учебников и учебно- методической литературы для казахских школ в 20-е гг.;
• А.Байтурсынов, А.Букейханов, С. Садуакасов, Х.Болганбаев, Ж.Аймаутов - выступили организаторами подготовки и издания учебников на казахском языке В числе первых книг, рекомендованных к печати, были сборники стихов Абая и басен-загадок А.Байтурсынова, издание которых было заказано в Казани.
|
|
Многонациональный состав школ.
Школьная сеть отвечала многонациональному составу населения. В середине 20-х годов в республике функционировали:
• 73 - татарские;
• 40 - узбекские;
• 35 - уйгурские;
• 44 - немецкие и эстонские начальные школы.
Одновременно действовали и смешанные школы, где обучение проходило на двух языках - русском и узбекском, казахском и татарском, русском и немецком и т.д.
• Однако школьное строительство в Казахстане натолкнулось на серьезные трудности: В результате голода 1931-1932 гг. количество детей резко сократилось, возросло число сирот.
• Осенью 1932 г. были устроены в детские дома 68 тыс. детей.
• На 1 января 1933 г. взято на учет более 45 тысяч беспризорных.
• На начальном этапе голода в 1932 г. только в Восточно-Казахстанской области погибло 1687 детей.
Во второй пятилетке школьное строительство набирало, темпы в осуществлении начального всеобуча наметились некоторые сдвиги:
• Серьезное внимание уделялось укреплению школ среднего звена, старших классов неполных средних и средних школ, особенно национальных.
• Во второй половине 30-х гг. значительно расширилась сеть интернатов, строившихся на средства колхозов и совхозов.
• За 1934-35 учебный год число интернатов увеличилось с 127 до 221.
• Положительную роль сыграло Постановление ЦК партии и СНК СССР от 2 сентября 1933 г. «О подготовке кадров для Казахстана», предусматривавшее быстрое развитие средних учебных заведений, подготовку кадров для вузов, посылку в Казахстан большого количества специалистов и другие меры.
|
|
• Росла численность учителей республики. Накануне войны их было более 44 тыс.
• В 1939 г. - 160 учителей Казахстана были награждены орденами и медалями. Значительная группа учителей была удостоена звания «Заслуженный учитель Казахской ССР», в их числе такие видные деятели просвещения, как С. Кобеев, Л. И. Добранская, Н. В. Волков, С. Акишев, А. Акатов, Сарыбаев и другие.
Основные предпосылки для формирования национальной интеллигенции, кадров для сельского хозяйства и промышленности:
• Завершение ликвидации неграмотности среди взрослого населения;
• Введение всеобщего обязательного начального обучения;
• Рост среднего образования;
• Вовлечение в школу девушек восточных национальностей.
1.Формирование национальной интеллигенции.
Велик вклад братских народов в процесс формирования интеллигенции Казахстана:
В вузах и техникумах различных регионов СССР в 30-е годы обучалось около 20 тыс. казахстанцсв.
В вузах республики вели педагогическую работу и научные исследования тысячи посланцев центральных вузов и научных учреждений. Среди них были такие видные ученые, как Б. Домбровский, Н. П. Орлов, М. П. Иванов, И. С. Бахал, К. П. Персидский и другие.
• Большой вклад в становление и развитие высшей школы республики внесли С. Д. Асфендиаров, Т. Жургенсв, С. Сейфуллин, А. Байтурсынов, М. Ауэзов, К. Жубанов и многие другие деятели науки и культуры казахского народа.
• По данным переписи 1939 г. в Казахстане насчитывалось около 430 тыс. работников умственного труда (117,7%), из них 27454 с высшим образованием.
Таким образом, в годы довоенных пятилеток была заложена прочная основа национальной советской интеллигенции в Казахстане, вышедшей из рабочих и колхозного крестьянства. Но в период тоталитарного режима Сталина ряды инженерно-технической, научной и творческой интеллигенции сильно поредели. В те годы, по существу, был уничтожен тот тонкий слой интеллигенции, который сложился до революции. От репрессий пострадали организаторы высшей школы, видные деятели литературы, искусства.
Наука
20-30-е гг. - период становления науки в Казахстане:
• Крупным центром изучения истории, этнографии, экономики края и естественных наук стало Общество изучения Казахстана (октябрь 1920 г.). В работе естественно- географической, этнографической и историко-археологической секций Общества принимали участие видные ученые С. Асфендиаров, А. В. Затаевич, А. Диваев, К. Жубанов. А. Байтурсынов, Ж. Аймаутов, М. Жолдыбаев, А. П. Чулошников, А. Ю. Якубовский и др. В Петропавловске, Кокчетаве, Уральске и Урде действовали филиалы Общества.
•Огромную работу в области казахского языка и литературы вел Академический центр (Акцентр) Наркомпроса КазАССР, преобразованный затем в учебно-методический совет. Здесь велась работа по совершенствованию казахской письменности, по созданию первых учебников на казахском языке. Были изданы труды по истории и этнографии казахского народа, археологии.
•Значительную научно-исследовательскую работу в области здравоохранения вел санитарно-бактериологический институт при Наркомздраве КазССР.
• В 1932 г. создана КазахстанскаяАкадемии наук СССР,которая первоначально имела в своем составе два сектора - зоологический, ботанический н Ботанический сад в Алма-Ате.
• В 1936 г. с базой слился Казахский научно- исследовательский институт национальной якультуры, включавший секторы казахского языка и литературы, народного творчества.
Научное изучение Казахстана.
• Большой вклад в изучение земных недр и полезных ископаемых внесли геологические экспедиции АН СССР с участием таких выдающихся советских ученых, как А. Е. Ферсман, Н. Г. Кассин, М. П. Русаков, С. С. Неустроев, И. М. Крашенников, Р. І Борукаев, А. А. Гапеев.
|
|
• Изучались Ачисайское свинцовое месторождение, Карагандйнское и Экибастузское угольные месторождения, Эмбенский нефтяной регион.
• В 1926-1927 гг. комплексная экспедиция АН СССР осуществила статистико- экономическое, почвенно-ботаническое, геологическое, гидрогеологическое обследование всего Казахстана.
• В 1926 г. М.Е.Массон производил раскопки в Аулие-Ате, на месте древнего города Тараз.
• Научные сессии Ученого Совета Казахстанской базы АН СССР, посвященные комплексному использованию природных богатств Алтай-Иртышского, Джезказгано- Улутауского районов.
• В ноябре 1935 г. - проходила научная сессия АН СССР, посвященная проблемам разведки Урало-Эмбенского района.
Выводы ученых по запасам ресурсов Казахстана:
- 1 место - по запасам цветных металлов, баритов и сурьмы,
- 2 место - по нефти, 3 место - по углю.
В последующие годы были открыты мировыезапасы хромитов, мощное месторождениефосфоритов.
В определении приоритетных направлений развития науки в Казахстане принимали деятельное участие Президенты АН СССР С.И.Вавилов, В.Л.Комаров, крупный советский тюрколог, академик А. Н. Самойлович, выдающийся ученый-геолог, академик А.Д.Архангельский, возглавившие Казахстанский штаб науки
Научные исследования ученых Казахстана:
1935 г. была издана «История Казахстана с древнейших времен» (ч. 1), написанная проф. С. Асфендиаровым;
• Обобщающие труды по проблемам казахского языкознания и литературоведения в 20-30-е гг. были созданы С.Сейфуллиным. С. Мукановым, А.Байтурсыновым, К.Жубановым.
Накануне Великой Отечественной войны в 57 научных учреждениях Казахстана (включая вузы) трудились более 1700 ученых.
• Расходы по государственному бюджету на научно-исследовательские учреждения по республике выросли в 12 раз: с 1,2 млн. рублей в 1933 г. до 14,4 млн. руб. в 1939 г. Этапным событием для науки Казахстана стало преобразование базы в Казахский филиал Академии наук СССР.
2.Казахская советская литература.
Особое место в культурном наследии этих лет занимает казахская литература. Она складывалась как часть многонациональной советской литературы. У ее истоков стояли С.Сейфуллпн, А.Байтурсынов, Ж.Аймаутов, МДулатов, М.Жумабаев, Б.Майлин, И.Джансугуров, С.Муканов, Г.Мусрепов и другие.
|
|
Певцами Октября, свободы стали С.Сейфуллин, М.Жумабаев:
• Большой популярностью среди революционной казахской молодежи пользовалось стихотворение С. Сейфуллнна «Марсельеза казахской молодежи». В 1927 г. в историко-революционном романе «Тар жол, тайгак кешу» (Трудный путь, опасный переход) С.Сейфуллин описал положение казахского народа во время национально- освободительного движения 1916 года, Февральской и Октябрьской революций, в период гражданской войны.
• В стихотворении «Свобода» (1918 г.) М.Жумабаев воспевает пролетарскую революцию, позволившую воспрянуть духом «всем голодным и обездоленным», а в стихотворении «Красный флаг» поэт раскрывает преемственность революции с идеалами национально-освободительного движения Азии.
Поэзия. Казахская советская поэзия в тс годы пополнилась произведениями и поэмами:
Проза. Казахская советская проза обогатилась
такими художественными произведениями:
• Б. Манлина - «Азамат Азаматыч»;
• Ж. Аимаутова - «Карткожа»;
• С. Муканова - «Жұмбак жалау» («Загадочное знамя»);
• М. Ауэзова - «Караш-Караш окигасы» («Выстрел на перевале Караш-Қараш»);
• С. Ерубаева - «Меніћ кұрдастарым» («Мои ровесники»);
• Г. Мустафина - «Љмір мен Љлім» («Жизнь и смерть»).
Драматургия. Огромные успехи были достигнуты в казахской драматургии:
• «Айман-Шолпан», «Тунги сарын» («Ночные раскаты») - М Ауэзова;
• «Жалбыр» - Б. Манлина;
• «Кыз-Жибек», «Козы-Корпеш и Баян сулу» - Г. Мусрепова;
• «Мансапкорлар» («Карьеристы»), «Ел корганы» («Оплот народа») - Ж. Аимаутова и др.
Молодое поколение литераторов.
• В казахскую литературу в конце 20-х и в 30-е гг. пришла талантливая творческая молодежь - Г.Орманов, А.Тажибаев, Ж.Сыздыков, Ж.Саин, А.Сарсенбаев, К.Аманжолов, Т.Жароков, А.Джумагалиев, Д.Абилев, Х.Бекхожин.
• Обогатилась яркими произведениями поэзия казахских акынов. Волнующие песни и поэмы о революции, советской Отчизне, свободе, гуманизме, любви создали выдающиеся казахские акыны - Нурпеис Байганин, Шашубай Кошкарбаев, Иса Банзаков, Жамбыл Жабаев.
Многонациональная литература.
Многонациональная советская литература Казахстана пополнилась произведениями:
• И.П.Шухова, автора широко известных романов «Горькая линия» и «Ненависть», высоко оцененных А. Горьким;
• На тему коллективизации написал роман «Село за туманами» Матэ Залка;
• Реалистические художественные произведения были созданы уйгурскими писателями и поэтами.
Певцами сражающегося на фронтах гражданской войны народа стали Б. Изтолин, Б. Джаникешев
Литературные переводы.
Велик вклад казахских писателей в процесс
• М.Жумабаев перевел произведения Г ете, Гейне, М. Горького, В. Иванова, Д. Мамина- Сибиряка;
• А. Байтурсынов – перевел басни И.А.Крылова;
• Ж.Аймаутов - А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.Шиллера, Г.Тукая, пролетарский гимн «Интернационал».
Трагические последствия сталинизма в литературе.
Однако процесс развития казахской был бы полнее, если бы не
сталинские репрессии 30-х гг. Им подверглись М. Дулатов, Ж. Аймаутов, А. Байтурсынов якобы за участие в подпольной организации, руководимой М. Дулатовым.
• 4 апреля 1930 г. коллегия ОГПУ Казахской АССР приговорила к расстрелу одного из основоположников казахской советской литературы Жусупбека Аймаутова.
• В апреле 1930 года М. Дулатов решением коллегии ОГПУ был осужден к расстрелу с заменой на 10 лет заключения по ст. 58 УК РСФСР, скончался в Соловецком лагере 5 октября 1935 года.
• А. Байтурсынов был выслан в Архангельскую область. В 1934 г. по ходатайству Е. Пешковой, работавшей тогда в комиссии Красного Креста, А. Байтурсынов был освобожден, но 8 октября 1937 г. был вновь арестован по ложному обвинению и расстрелян.
Но несмотря на деформацию идей социализма, казахская советская литература росла и мужала, обогащаясь лучшими традициями мировой, в том числе казахской литературы.