Практическое занятие №15

Тема: Генеалогическая и типологическая классификация языков.

Цель: Раскрыть сущность генеалогической и типологической классификаций языка.

Вопросы и задания:

1. В чем специфика генеалогической и типологической классификаций?

2. Какие языки называются родственными?

3. Что такое языковая семья, ветвь, группа?

4. Раскройте понятия субстрата и суперстрата.

5. Дайте классификацию индоевропейской семьи языков.

6. Какие языки выделяются в соответствии с типологической классификацией языков? Дайте характеристику каждой.

Литература:

Климов Г.А. Основы лингвистической компаративистики. М., 1990.

Вайнрайх У. Языковые контакты. Киев, 1989.

Типология и теория языка: от описания к объяснению. М., 1999.

Аракин В.Д. Сравнительная типология английского и русского языков. Л., 1979.

Календарно-тематический план СРСП

№ срсп   Тема и задание по СРСП Кол. часов неделя Форма проведения
1. Функции языка и речи. Язык и речь. Функции языка и языковых единиц.   1-я Письменная работа
2. Язык и картина мира. Понятие языковой картины мира и языковой личности. Язык и религия.   2-я Собеседование
3. Этапы развития языков. Диалекты. Возникновение и развитие литературных языков. Литературно-языковая норма, ее кодификация и распространение.   3-я Письменная работа
4. Артикуляционная классификация языков. Классификация гласных. Дифтонгоиды, дифтонги, трифтонги.   4-я Коллоквиум
5. Суперсегментные единицы. Ударение и его виды. Интонация. Особенности интонации.   5-я Контрольная работа
6. Развитие лексического состава языка. Исторические изменения в лексике русского языка. Активная и пассивная лексика. Неологизмы и окказионализмы.   6-я Письменная работа
7. Функционально-семантические разновидности языка. Общеупотребительная лексика. Лексика книжная и разговорная. Профессиональные слова и термины. Арго и эвфемизмы. Диалектизмы.   7-я Реферат
8. Источники обогащения лексики: словопроизводство, семантическая деривация, заимствование.   8-я Работа со словарями
9. Основные понятия морфологии. Грамматическая форма, ГЗ, ГК, парадигма, формальный класс, лексико-грамматический разряд.   9-я Консультация
10. Способы и средства выражения морфологических значений. Синтетические и аналитические формы. Фузия и агглютинация.   10-я Самостоятельная работа
11. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Основные признаки частей речи.   11-я Дискуссия
12. Основные единицы синтаксиса.   12-я Письменная работа
13. Словосочетание. Основные типы СС.   13-я Письменная работа
14. Предложение как основная коммуникативная единица синтаксиса   14-я Диктант
15. Текст. Признаки текста.   15-я Комплексный анализ текста

Методические указания по выполнению СРСП

Для выполнения СРСП вынесены темы, требующие руководства преподавателя. Как правило, это узловые темы, на которых необходимо заострить внимание студентов. Содержание СРСП включает устоявшиеся достижения традиционной общей теории языка и входящих в нее дисциплин – социолингвистики, психолингвистики, компаративистики, прикладного языкознания, а также вопросы, отражающие состояние современной лингвистики. При выполнении СРСП необходимо опираться на достижения не только русской и зарубежной лингвистики, но и казахстанского языкознания.

Общие цели и рекомендации к СРС

Самостоятельная работа строится как органическая часть общей системы филологической подготовки. Темы для СР и формы ее проведения конкретизируются при помощи вопросов и заданий, направленных на поисковую и аналитическую работу.

Календарно-тематический план СРС

№ СР Содержание заданий Кол. часов Срок сдачи Форма контроля
СР 1. Задание 1. Язык как знаковая система. Основные признаки знака. Знаковые функции. Языковые и неязыковые знаки. Тенденции развития знаковых систем. Задание 2. Система и структура языка. Понятие системы: языковые единицы, уровни, модели в языке. Задание 3. Структура: парадигматика и синтагматика. Задание 4. Полевая модель системы языка. Соотношение в языке части и целого.   4 неделя Проверка письменной работы
СР 2. Задание 1. Лингвофилософские аспекты связи языка и мышления. Задание 2. Взаимоотношения языка с разными типами мышления. Задание 3. Язык и сознание, речевая деятельность и мышление. Задание 4. Соотношение единиц языка и форм мышления.   7 неделя Проверка письменной работы
СР3. Задание 1. Артикуляционная классификация гласных и согласных звуков. Задание 2. Активные и пассивные органы речи. Задание 3. Соотношение акустическая и артикуляционной характеристики звуков. Задание 4. Понятие фонемы. Признаки и функции фонемы.   11 неделя Проверка письменной работы
СР4. Задание 1. Понятие и значение. Значение и смысл. Задание 2.Типы языковых значений. Задание 3.Типы лексических значений слова. Задание 4.Типы фразеологических значений.   14 неделя Проверка письменной работы
  Всего      

Тема№ 1: Язык как знаковая система

Цель: Рассмотреть язык как знаковую систему.

Вопросы и задания:

Задание 1. Чем является знак по отношению к предметному миру?

В чем своеобразие идеалистических толкований сущности языкового знака?

Определите место языковых знаков в типологии знаков.

Дайте графическое изображение знаковой ситуации.

Опишите основные свойства языковых знаков.

Какие языковые единицы являются знаковыми?

Задание 2. Сравните определение понятия "языковая система" в разных учебниках. Охарактеризуйте соотношение понятий "система" и "структура" в

языкознании.

Задание 3. Определите сходства и различия в языковых отношениях на

разных уровнях языка.

Задание 4. Раскройте содержание полевого принципа в системной организации языковых единиц.

Литература:

1.Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1998.

2.Реформатский А.А. Введение в языковедение. М, 1999.

3.Общее языкознание. Внутренняя структура языка / Отв.ред. Б.А.
Серебренников. М., 1972.

4.Солнцев В.М. Языковой знак и его свойства // Вопр. Языкознания. 1977.№2.

5.Кравченко А.В. Язык, знак, значение. Иркутск, 2001.

Дополнительная:

1. Кубрякова В.С. Возвращаясь к определению знака // ВЯ. 1993.№4.

2. Пирс Ч.С. Логические основания теории знаков. СПб., 2000.

3. Савченко А.Н. Язык как система знаков //ВЯ. 1972.№6.

Тема №2: Язык и мышление.

Цель: Раскрыть проблемы взаимоотношения языка и мышления.

Вопросы и задания:

1. Раскройте методологические основы проблемы взаимоотношения языка и мышления в аспекте разных философских парадигм.

2. Дайте «рабочие» определения языка и мышления.

Задание 1. Как аргументируют свои взгляды на взаимоотношение языка и мышления вербалисты?

Какие контраргументы при этом используют авербалисты?

Задание 2. Как соотносится язык с разными типами мышления?

Задание 3. Начертите схему речемыслительного процесса, используя концепции А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, И.А. Зимней и др. исследователей.. Какова специфика предмета исследования нейролингвистики? Назовите речевые зоны коры головного мозга и расскажите об их функциональной ассиметрии. Сформулируйте основные положения гипотезы Сепира-Уорфа. В чем достоинства и «уязвимые» места?

Как связана менталингвистика с психолингвистикой и когнитивной лингвистикой?

Задание 4. Сопоставьте единицы языка и формы мышлегия.

Литература:

1. Будагов Р.А. Язык - реальность - язык. М, 1983.

2. Общее языкознание. Формы существования, функции,
история языка. / Под ред. Б.А. Серебренников. М, 1970.

3. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность.Л.,
1974.

Тема №3: Акустико-артикуляционные и функциональные свойства звука.

Цель: Описать фонетическую систему языка и работу органов речи.

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте звуки речи как природную материю языка.

2. Опишите артикуляцию и ее фазы.

3. Опишите строение и работу речевого аппарата.

4. Определите соотношение фонемы и звука

Литература:

1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: