Тема: Генеалогическая и типологическая классификация языков.
Цель: Раскрыть сущность генеалогической и типологической классификаций языка.
Вопросы и задания:
1. В чем специфика генеалогической и типологической классификаций?
2. Какие языки называются родственными?
3. Что такое языковая семья, ветвь, группа?
4. Раскройте понятия субстрата и суперстрата.
5. Дайте классификацию индоевропейской семьи языков.
6. Какие языки выделяются в соответствии с типологической классификацией языков? Дайте характеристику каждой.
Литература:
Климов Г.А. Основы лингвистической компаративистики. М., 1990.
Вайнрайх У. Языковые контакты. Киев, 1989.
Типология и теория языка: от описания к объяснению. М., 1999.
Аракин В.Д. Сравнительная типология английского и русского языков. Л., 1979.
Календарно-тематический план СРСП
№ срсп | Тема и задание по СРСП | Кол. часов | неделя | Форма проведения |
1. | Функции языка и речи. Язык и речь. Функции языка и языковых единиц. | 1-я | Письменная работа | |
2. | Язык и картина мира. Понятие языковой картины мира и языковой личности. Язык и религия. | 2-я | Собеседование | |
3. | Этапы развития языков. Диалекты. Возникновение и развитие литературных языков. Литературно-языковая норма, ее кодификация и распространение. | 3-я | Письменная работа | |
4. | Артикуляционная классификация языков. Классификация гласных. Дифтонгоиды, дифтонги, трифтонги. | 4-я | Коллоквиум | |
5. | Суперсегментные единицы. Ударение и его виды. Интонация. Особенности интонации. | 5-я | Контрольная работа | |
6. | Развитие лексического состава языка. Исторические изменения в лексике русского языка. Активная и пассивная лексика. Неологизмы и окказионализмы. | 6-я | Письменная работа | |
7. | Функционально-семантические разновидности языка. Общеупотребительная лексика. Лексика книжная и разговорная. Профессиональные слова и термины. Арго и эвфемизмы. Диалектизмы. | 7-я | Реферат | |
8. | Источники обогащения лексики: словопроизводство, семантическая деривация, заимствование. | 8-я | Работа со словарями | |
9. | Основные понятия морфологии. Грамматическая форма, ГЗ, ГК, парадигма, формальный класс, лексико-грамматический разряд. | 9-я | Консультация | |
10. | Способы и средства выражения морфологических значений. Синтетические и аналитические формы. Фузия и агглютинация. | 10-я | Самостоятельная работа | |
11. | Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Основные признаки частей речи. | 11-я | Дискуссия | |
12. | Основные единицы синтаксиса. | 12-я | Письменная работа | |
13. | Словосочетание. Основные типы СС. | 13-я | Письменная работа | |
14. | Предложение как основная коммуникативная единица синтаксиса | 14-я | Диктант | |
15. | Текст. Признаки текста. | 15-я | Комплексный анализ текста |
Методические указания по выполнению СРСП
|
|
|
|
Для выполнения СРСП вынесены темы, требующие руководства преподавателя. Как правило, это узловые темы, на которых необходимо заострить внимание студентов. Содержание СРСП включает устоявшиеся достижения традиционной общей теории языка и входящих в нее дисциплин – социолингвистики, психолингвистики, компаративистики, прикладного языкознания, а также вопросы, отражающие состояние современной лингвистики. При выполнении СРСП необходимо опираться на достижения не только русской и зарубежной лингвистики, но и казахстанского языкознания.
Общие цели и рекомендации к СРС
Самостоятельная работа строится как органическая часть общей системы филологической подготовки. Темы для СР и формы ее проведения конкретизируются при помощи вопросов и заданий, направленных на поисковую и аналитическую работу.
Календарно-тематический план СРС
№ СР | Содержание заданий | Кол. часов | Срок сдачи | Форма контроля |
СР 1. | Задание 1. Язык как знаковая система. Основные признаки знака. Знаковые функции. Языковые и неязыковые знаки. Тенденции развития знаковых систем. Задание 2. Система и структура языка. Понятие системы: языковые единицы, уровни, модели в языке. Задание 3. Структура: парадигматика и синтагматика. Задание 4. Полевая модель системы языка. Соотношение в языке части и целого. | 4 неделя | Проверка письменной работы | |
СР 2. | Задание 1. Лингвофилософские аспекты связи языка и мышления. Задание 2. Взаимоотношения языка с разными типами мышления. Задание 3. Язык и сознание, речевая деятельность и мышление. Задание 4. Соотношение единиц языка и форм мышления. | 7 неделя | Проверка письменной работы | |
СР3. | Задание 1. Артикуляционная классификация гласных и согласных звуков. Задание 2. Активные и пассивные органы речи. Задание 3. Соотношение акустическая и артикуляционной характеристики звуков. Задание 4. Понятие фонемы. Признаки и функции фонемы. | 11 неделя | Проверка письменной работы | |
СР4. | Задание 1. Понятие и значение. Значение и смысл. Задание 2.Типы языковых значений. Задание 3.Типы лексических значений слова. Задание 4.Типы фразеологических значений. | 14 неделя | Проверка письменной работы | |
Всего |
Тема№ 1: Язык как знаковая система
Цель: Рассмотреть язык как знаковую систему.
Вопросы и задания:
Задание 1. Чем является знак по отношению к предметному миру?
В чем своеобразие идеалистических толкований сущности языкового знака?
Определите место языковых знаков в типологии знаков.
Дайте графическое изображение знаковой ситуации.
Опишите основные свойства языковых знаков.
Какие языковые единицы являются знаковыми?
Задание 2. Сравните определение понятия "языковая система" в разных учебниках. Охарактеризуйте соотношение понятий "система" и "структура" в
языкознании.
Задание 3. Определите сходства и различия в языковых отношениях на
разных уровнях языка.
Задание 4. Раскройте содержание полевого принципа в системной организации языковых единиц.
Литература:
1.Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1998.
2.Реформатский А.А. Введение в языковедение. М, 1999.
3.Общее языкознание. Внутренняя структура языка / Отв.ред. Б.А.
Серебренников. М., 1972.
4.Солнцев В.М. Языковой знак и его свойства // Вопр. Языкознания. 1977.№2.
5.Кравченко А.В. Язык, знак, значение. Иркутск, 2001.
Дополнительная:
1. Кубрякова В.С. Возвращаясь к определению знака // ВЯ. 1993.№4.
2. Пирс Ч.С. Логические основания теории знаков. СПб., 2000.
3. Савченко А.Н. Язык как система знаков //ВЯ. 1972.№6.
|
|
Тема №2: Язык и мышление.
Цель: Раскрыть проблемы взаимоотношения языка и мышления.
Вопросы и задания:
1. Раскройте методологические основы проблемы взаимоотношения языка и мышления в аспекте разных философских парадигм.
2. Дайте «рабочие» определения языка и мышления.
Задание 1. Как аргументируют свои взгляды на взаимоотношение языка и мышления вербалисты?
Какие контраргументы при этом используют авербалисты?
Задание 2. Как соотносится язык с разными типами мышления?
Задание 3. Начертите схему речемыслительного процесса, используя концепции А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, И.А. Зимней и др. исследователей.. Какова специфика предмета исследования нейролингвистики? Назовите речевые зоны коры головного мозга и расскажите об их функциональной ассиметрии. Сформулируйте основные положения гипотезы Сепира-Уорфа. В чем достоинства и «уязвимые» места?
Как связана менталингвистика с психолингвистикой и когнитивной лингвистикой?
Задание 4. Сопоставьте единицы языка и формы мышлегия.
Литература:
1. Будагов Р.А. Язык - реальность - язык. М, 1983.
2. Общее языкознание. Формы существования, функции,
история языка. / Под ред. Б.А. Серебренников. М, 1970.
3. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность.Л.,
1974.
Тема №3: Акустико-артикуляционные и функциональные свойства звука.
Цель: Описать фонетическую систему языка и работу органов речи.
Вопросы и задания:
1. Охарактеризуйте звуки речи как природную материю языка.
2. Опишите артикуляцию и ее фазы.
3. Опишите строение и работу речевого аппарата.
4. Определите соотношение фонемы и звука
Литература:
1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956.