Интеллектуальная экспансия использует и четвертую группу психологических механизмов по схеме В. А. Ганзена — процессов перцепции: ощущение и восприятие. Эта тема фундаментальнейшим образом разработана в общей и экспериментальной психологии. Она широко обсуждается в педагогике, стала стержнем инженерной психологии и эргономики, оказала решающее влияние на прикладные области — рекламу, искусство кино, театр, массовые зрелища. В политической психологии процессы перцепции имеют не меньшее значение, хотя и не в столь академической, лабораторной форме.
Все политические учения и концепции помимо когнитивного компонента, волевого и эмоционального превносят в жизнь и сопутствующие стандарты, стереотипы. Их цель отличить, «отмаркировать» свое от чужого. Например, во времена Великой Французской революции произошли в первую очередь внешние изменения: форма обращения (гражданин), стиль одежды (стоптанная обувь, панталоны), цвет одежды (красный фригийский колпак), набор используемых слов (революция, свобода, братство...). Эти и многие другие внешние признаки позволяли отличать разрешенное и общепринятое от запрещенного и изъятого из употребления.
|
|
Исследователи говорят о тирании моды в Смутные времена. Костюм тогда становится доказательством «гражданской добродетели», а всякий, кто не носит этого костюма, является уже подозрительным. Женщины носили чепцы «Бастилия» и назывались гражданками. Появились «неглиже патриотки» и туалет «Конституция». Руссо писал, что для париков нужна пудра, а у народа не хватает хлеба, и женщины отказались от пудры, на которую шла мука. Мода на короткие и гладкие волосы называлась революционной. Подобно одежде, прически тоже стали
делиться на патриотические и антиреволюционные. Носили медальоны из полированного бастильского камня.
Рабочие носили длинные панталоны из грубой шерстяной материи. Теперь их стали делать трехцветными, и их стала носить буржуазия. В качестве обуви употреблялись или деревянные башмаки «сабо», или же высокие сапоги с цветными отворотами. В 1793 г. депутат Сержен выставил в салоне костюм-санкюлота, снабдив его надписью «Будничное платье крестьян и городских рабочих. Между гражданами не должно быть никакого различия, кроме качества материи. Его следовало бы носить с 21-го года, и оно таким образом явилось бы тогой зрелости». В самый разгар террора неутомимая деятельность «головорубной машины» внушила некоторым женщинам непонятную страсть носить в ушах маленькие гильотины, наподобие тех, которые их мужья вырезали на своих печатях. Такие серьги одевались только на балы... и то потому, что диктатор предписывал их ношение своим гостям. Они имели форму гильотины с подвеской, представлявшей собой отрубленную голову в короне.
|
|
Перцептивные стандарты пронизывают все материальное воплощение учения, осуществляющего экспансию. Причем большая часть населения территории, где эта экспансия осуществляется, не имеет сколько-нибудь глубоких представлений о содержательной стороне этого учения. Учение продвигается в социальную жизнь общества в первую очередь за счет замены эталонов внешнего вида человека, способов общения, интерьера окружающей среды, музыкальных новаций, словаря бытовых и общественных терминов, архитектурных реконструкций и др.