Условно можно выделить четыре основных типа гипотетико-дедуктивного построения теоретических объяснений (Рузавин, 1978; Ильясов, 1986):
• атрибутивные - объяснения одного свойства объекта через другое свойство этого же объекта (анализ путем выделения свойств);
• составно-структурные - объяснения предметов и явлений путем выделения их состава, элементов и отношений между такими элементами (разложение целого на составляющие - анализ путем выделения элементов, компонентов, состава);
• функциональные - объяснения какого-либо предмета или явления через его роль, функцию в более сложной системе предметов или объектов (анализ путем выделения связей и взаимных влияний, вызывающих изменения и преобразования предметов и явлений);
• генетические - объяснения, основывающиеся на выделении исходной «единицы-клеточки» - единицы анализа, потенциально содержащей все основные исходные свойства, которые определяют последующее развитие-усложнение явления (анализ «путем выделения исходных единиц» с последующим выявлением законов и условий их развития).
|
|
Каждый из указанных типов объяснений можно представить в операциональной форме, которая обобщенно отражает их способ построения.
Атрибутивные объяснения предполагают:
• выделение эмпирических или гипотетических признаков и свойств объекта, предмета, явления;
• последующее установление эмпирических или гипотетических связей между выделенными признаками и свойствами, которые позволяют объяснить и предсказать появле-
ние одних свойств через связи с другими свойствами одного и того же объекта, предмета, явления.
Такие объяснения достаточно часто представляют собой простые эмпирические зависимости, а также на теоретическом уровне могут образовывать «логический круг в объяснениях».
Составно-структурные объяснения предполагают:
• эмпирическое или гипотетическое разделение предмета, определенные особенности которого подлежат объяснению, на составляющие части, элементы, компоненты;
• установление свойств и признаков составляющих предмет частей, элементов, компонентов;
• эмпирическое или гипотетическое установление отношений и связей между выделенными частями, элементами, компонентами;
• объяснение определенных свойств предмета путем их выведения в качестве следствий из ранее установленных особенностей состава и структуры предмета.
Функциональные объяснения предполагают:
• установление эмпирических или гипотетических связей предмета или явления, определенные особенности которого подлежат объяснению, с другими предметами, явлениями или объектами;
|
|
• установление взаимных воздействий и влияний выделенных предметов, объектов, явлений друг на друга;
• объяснение определенных особенностей предметов, объектов и явлений через их место, роль и функцию во внешней, объемлющей их системе, в которую они входят как компоненты.
Механические причинно-следственные связи являются частным случаем таких объяснений. В таких объяснениях обычно указывается функциональная причинная связь между двумя взаимодействующими явлениями.
Генетические объяснения предполагают:
• объяснение процесса возникновения, формирования и развития каких либо объектов, предметов, явлений. Несмотря на то, что процессы развития интуитивно выделяются обычно без особого труда, теоретически определить их достаточно сложно;
• ответы на вопросы, почему и как происходит развитие - направленное усложняющееся изменение структуры и функций объекта, предмета или явления.
При этом существуют разные способы построения таких объяснений. Один из вариантов построения генетического способа объяснения представлен ниже. Так, например, часто строятся объяснения формирования и развития различных психических свойств и способностей.
• Сначала эмпирически устанавливаются качественно различающиеся этапы, стадии, периоды, уровни какого-либо процесса.
• Вслед за этим гипотетически предполагается единое основание (причина), которая лежит в основе установленных качественных различий этапов, стадий и т. д. Таким основанием может быть достаточно сложное гипотетическое структурно-функциональное образование. Соответственно объяснение может строиться путем установления законов, в соответствии с которыми объясняется:
- усложнение или развитие с течением времени внутренней структуры данного явления;
- изменение с течением времени или усложнение функциональ-ных связей явления: а) с внешними факторами, б) между структурными элементами явления.
Таким образом, объясняется структурно-функциональное усложнение - развитие - явления с течением времени.
Примерами генетических объяснений являются: теория эволюции Ч. Дарвина, теория эволюционного развития психики А. Н. Леонтьева, теория развития интеллекта Ж. Пиаже, теория формирования и развития высших психических функций человека Л. С. Выготского, теория формирования
умственных действий человека П. Я. Гальперина (изложение объяснительных принципов различных теорий представлено в части 2 пособия). Перечисление современных научно-психологических теорий, в основу которых положены генетические основания, может быть продолжено.
Заметим, что генетические объяснения в психологии имеют наибольшую объяснительную силу, т. к. психические явления существуют в формах постоянно воспроизводимых и совершенствующихся процессов.