Современная психология располагает широким диапазоном описательных и объяснительных знаний. Вместе с тем психологические знания имеют различную степень верифи-
5. Заказ №4624.
цированности. Существуют как религиозно-мистические знания, основанные на вере, умозрительных предположениях и интерпретациях, так и тщательно проверенные во множестве экспериментальных процедур знания научные.
Можно указать два источника получения описательных знаний о психических явлениях. Во-первых, это регистрация психических явлений, которые субъект фиксирует и описывает на основе самонаблюдения, интроспекции, рефлексии. Результаты такого познания носят субъективно-описательный (феноменологический) характер и называются феноменами. Во-вторых, это эмпирические объективно-описательные знания, получаемые путем регистрации, измерения и фиксирования различных параметров поведения, действий, способов общения. Когда такие результаты фиксируются с помощью приборов и методов измерения, они получают статус научных фактов.
Наряду с описательными знаниями в психологии существуют знания объяснительные, теоретические, которые направлены на установление причин, лежащих в основе фактов и феноменов. Такие знания необходимы для построения объяснений с целью предсказания определенного круга явлений. По степени обоснованности и способам использования полезно различать разные способы объяснения психических явлений.
Если в самой общей форме попытаться развести различные объяснения (теории), на которые опираются в психологии, то можно выделить объяснения, основанные на знании эмпирических закономерностей, и объяснения, опирающиеся на гипотезы (гипотетические предметы, модели, связи), - теоретические объяснения. Последние, в свою очередь, можно разделить на: а) обыденные объяснения, основанные на допущениях и предположениях «здравого смысла» и феноменологии субъекта; б) умозрительно-мистические и религиозно-мистические объяснения, ссылающиеся на недостаточно обоснованные или недоступные познанию, трансцендентальные основания; в) научные объяснения и теории (см. выше).
Таким образом, результаты научного познания фиксируются с помощью знаково-символических средств и включают:
• описательные знания о психических явлениях, которые складываются из двух источников:
• эмпирические знания (объективно-описательные): регистрация и фиксирование результатов, получаемых путем непосредственного чувственного восприятия различных параметров поведения, действий, способов общения людей. Когда такие результаты фиксируются с помощью методов измерения и приборов, они получают статус научных фактов;
• феноменологические знания (субъективно-описательные): субъективная регистрация и описание психических явлений (феноменов), которые субъект наблюдает и познает путем «заглядывания внутрь себя» - на основе самонаблюдения и интроспекции. Результаты такого познания называют феноменами;
• знания объяснительные, которые направлены на установление причин (объяснение) фактов и феноменов. При этом следует различать разные способы объяснений:
• эмпирические объяснения: в таких объяснениях причины явлений наблюдаемы и представляют собой другие явления. Такие наблюдаемые причинно-следственные отношения и связи между явлениями называют эмпирическими закономерностями;
• теоретические объяснения (психологические теории): объяснение фактов и феноменов строится на основе предположений (гипотез) о неявных, ненаблюдаемых причинах, основаниях, сущностях.