1. Какова особенность удовлетворения индивидуальных потребностей и мотивов в человеческом обществе?
Эволюционно сложившаяся необходимость в совместном производстве нужных каждому человеку условий жизни ведет к формированию общественных задач.
В процессе исторического развития человечества личные потребности каждого человека начинают удовлетворяться через результаты совокупной деятельности общества.
• Для удовлетворения индивидуальных потребностей люди необходимо вступают в социальные отношения и связи.
• В совместной деятельности смысл действий для субъекта определяется: а) индивидуальными мотивами, б) социальной связью между результатами действий разных людей.
2. Что представляет собой личностный смысл как психическое образование?
Личностный смысл - психическое образование, которое представляет собой более или менее ясно осознаваемое и эмоционально переживаемое значение предметов, явлений, событий для самого субъекта, возникающее в результате соотнесения:
|
|
• объективного значения событий, результатов собственных действий, поведения с собственными мотивами и ценностями, с контекстом собственной жизни;
• индивидуальных мотивов и результатов собственных действий с общественными мотивами, общественными ценностями и контекстом существования всего человечества.
3. Каковы необходимые условия для формирования и развития мотивов трудовой деятельности?
Мотивы трудовой деятельности не даны изначально, а формируются при жизни человека, путем включения его в совместную деятельность.
• Побуждение к выполнению действий в совместной деятельности представляет для человека особые задачи - находить и создавать индивидуальные мотивы для целей, которые диктуются общественной необходимостью и социальной деятельностью.
• Появляется необходимость в особой форме регуляции действий - волевой регуляции.
4. В решении каких задач человеку требуется волевая регуляция?
Необходимость в волевой регуляции действий появляется в тех случаях, когда:
• социально необходимое или индивидуально необходимое действие не связано с актуально переживаемой потребностью, не имеет достаточного побуждения;
• осуществление действия сталкивается с факторами, снижающими или делающими невозможными создание и поддержание необходимого побуждения к нему (препятствия);
• необходимо воздержаться от действия, связанного с актуально переживаемой, но социально не одобряемой в данной ситуации потребностью.
5. В чем заключаются основные особенности волевого действия в отличие от действий произвольно-преднамеренных?
|
|
Произвольно-преднамеренные и волевые действия различаются по ряду существенных особенностей.
• За произвольными действиями стоит субъект (индивид, регулирующий свои действия в предметной среде на основе психического отражения), который имеет возможность выбора способа осуществления действия.
За волевыми действиями стоит личность, овладевающая собственным мотивационным процессом, что обеспечивает способность выбирать и планировать такие действия,
которые имеют социальное значение и требуют дополнительного побуждения.
• В структуре деятельности произвольное действие предполагает осознание отношений цели к средствам ее достижения. В структуре деятельности волевое действие предполагает осознание отношений цели к мотивам деятельности.
• Произвольность предполагает осознанность ориентировочных и исполнительных компонентов собственных действий. Волевое действие предполагает осознанную организацию побуждения к действию, организацию мотивации к осуществлению действия.
• Развитие произвольности заключается в овладении средствами организации и планирования своих действий, своего поведения.
Развитие воли заключается в формировании, организации и сохранении устойчивой мотивации.
• Становление произвольной регуляции действия можно представить как процесс означивания (объективации) собственных действий.
Становление волевой регуляции заключается в осмыслении личностного значения цели и последствий действия, отношений действия к интересам других людей.