Организация проведения экспериментов в ГПС

Эксперимент в ГПС представляет собой научно обоснованный и поставленный опыт, позволяющий определить оптимальные формы и методы работы, которые могут быть затем распространены на деятельность других аналогичных органов, служб и подразделений.

Виды экспериментов: управленческие; тактические; экономические; социально-психологические; педагогические; технические; смешанные и иные.

Управленческие эксперименты проводятся в целях:

1. Совершенствования организационной структуры, определения штатных нормативов и разработки типовых штатов органов ГПС.

2. Выработки оптимальных решений по применению сил и средств, а также вариантов их перегруппировки при изменении оперативной обстановки.

3. Улучшение системы анализа, прогнозирования и планирования оперативно-служебной деятельности.

4. Выявление наиболее эффективных методов сбора, обработки, анализа и использования управленческой, а также иной информации.

5. Выработки эффективных форм и методов контроля, проверки исполнения.

6. Разработки критериев оценки деятельности органов ГПС.

Рассмотрим систему информационного обеспечения как вид управленческого эксперимента по выявлению наиболее эффективных методов работы подразделений ГПС.

Ежегодно в Российской Федерации происходит ряд достаточно масштабных чрезвычайных ситуаций техногенного, экологического, природного характера. Поэтому важной государственной функцией являлось и является защита населения и национального достояния от последствий чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, аварии, катастрофы на транспорте, стихийные бедствия.

Ученые и практики различных сфер деятельности сходятся во мнении, что действующая в настоящее время система обеспечения национальной и региональной безопасности, прежде всего в природно-техногенной и экологической, недостаточно плодотворно решает проблемы защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Она не является целостной, достаточной, рационально организованной и эффективно управляемой. Исключительно важно также то, что названная составляющая общей системы безопасности функционирует преимущественно в оперативном режиме, в каком работают по существу и все органы, обеспечивающие национальную безопасность.

Факторы формирования системы обеспечения безопасности населения, защиты критически важных объектов инфраструктуры и территорий при чрезвычайных ситуациях тесно связаны с процессом выработки основных направлений региональной политики в данной области. Выработка такой политики – широкомасштабный и многоуровневый процесс. Здесь необходимо учитывать огромное число факторов и явлений, причем чем выше положение организации в государственной иерархии, тем больший спектр факторов она должна учитывать.

В связи с этим важнейшей составляющей методологии построения системы обеспечения безопасности населения и защиты критически важных объектов инфраструктуры той или иной области и территорий при чрезвычайных ситуациях является обоснование концепции управления этой системой. Основываясь на положениях общей теории управления сложными системами, управление безопасностью при чрезвычайных ситуациях следует рассматривать в рамках определенной социально-экономической сферы, объединяющей устойчивыми внутренними связями население, объекты экономики, инфраструктуры, территории, а также управленческие структуры.

В процессе управления безопасностью при чрезвычайных ситуациях можно выделить два уровня, две иерархически связанные составляющие: первый уровень включает управленческую деятельность аналитического, научно-прогностического и организационного характера. Ее результат – это прежде всего определение стратегии управления при внешних (например, техногенных) воздействиях, а также организация механизма реализации этой стратегии с учетом социальных, экономических и других факторов; второй уровень процесса управления касается организационно-технических систем. Базовые элементы – здесь функциональный контур и информационные технологии, методы и средства подготовки и принятия управленческих решений, методический аппарат анализа и оценки риска – тоже с учетом социальных, экономических и иных аспектов.

Формирование системы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях – с точки зрения как теоретической, так и практической – процесс многоплановый, объемный, состоящий из целого комплекса взаимосвязанных мероприятий. В этом процессе следует выделить организационную и функциональную стороны.

Организационная сторона включает в себя установление и совершенствование организационной структуры. Это статический (структурный) срез системы, призванный придать взаимодействию ее элементов устойчивость, определенность и последовательность. В качестве приоритетного направления здесь следует выделить установление системы постоянно действующих специально уполномоченных органов управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на всех уровнях организации государственной власти и местного самоуправления, их задачи и функции.

Функциональная сторона, или динамический (функциональный) срез системы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях, связана с реальным практическим взаимодействием, вследствие которого возникает совокупный результат всей управленческой деятельности в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Эта сторона требует неослабного внимания, корректировки, стимулирования и контроля, так как в функционировании названной системы нет автоматизма, раз и навсегда заданной предопределенности, поскольку объект управления постоянно видоизменяется, развивается. Поэтому без сильного внешнего организующего воздействия система будет все время дисфункцировать.

Строительство системы обеспечения безопасности населения и защиты критически важных объектов инфраструктуры при чрезвычайных ситуациях подчинено действию широкого круга закономерностей, тесно связанных между собой. Их целесообразно объединить в две большие группы.

Группа закономерностей социально-экономического характера отражает связь строительства системы с внешними и внутренними условиями развития общества, государства. Важнейшие из них, это: соответствие организации системы уровню развития субъекта Федерации, его экономическому потенциалу; соответствие направлений формирования системы реальным опасностям личности, обществу и государству в экономической, социальной, экологической, природно-техногенной сферах, а также целям государственной политики устойчивого развития; единство интересов всех групп населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Другая группа закономерностей имеет организационный характер и выражает то, что внутренне присуще только рассматриваемой системе, составляет особенности ее строительства по сравнению с другими государственными система (например, социального обеспечения, здравоохранения) и характеризует взаимосвязь между составными ее элементами, внутреннюю логику развития каждого из них. Основные закономерности строительства этой системы, непосредственная зависимость эффективности ее функционирования от уровня развития экономических, правовых механизмов деятельности в области обеспечения безопасности населения и защиты критически важных объектов инфраструктуры региона и территорий при чрезвычайных ситуациях; зависимость организационной структуры сил системы от решаемых задач и уровня технического оснащения этих сил; зависимость эффективности управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций от организации системы на всех уровнях; соответствие организации, состава сил и средств, финансовых и материальных ресурсов степени опасности последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, террористических актов.

Опираясь на вышеизложенное, представляется целесообразным определить структуру и основные направления деятельности системы информационного обеспечения. Ее следует рассматривать как совокупность структур в сфере государственной власти Российской Федерации и субъекта РФ, органов местного самоуправления, организаций и граждан, а также специально создаваемых органов управления, сил и средств, осуществляющих целенаправленную деятельность и непосредственно участвующих в реализации целей и задач обеспечения региональной безопасности. Эта система включает: высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации; комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности области и соответствующие комиссии муниципальных образований; исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований области; государственные органы и организации, непосредственно обеспечивающие безопасность населения и защиту критически важных объектов инфраструктуры городов и населенных пунктов; контрольные и надзорные организации; организации, осуществляющие мониторинг отдельных составляющих безопасности; общественные организации и объединения, граждан.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое наука и научно-исследовательская деятельность (НИД)?

2. Какие виды научных исследований вы знаете?

3. Каковы цели НИОКР в системе ГПС?

4. Какие основные направления научных исследований в системе ГПС вы знаете?

5. Кем проводится НИОКР в системе МЧС, с какими научными организациями осуществляется взаимодействие научных подразделений МЧС?

6. Что такое эксперимент? Какие виды экспериментов бывают?

7. Для чего могут проводиться те или иные виды экспериментов?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: