Эмоциональные процессы: основания классификаций, функции эмоций. Теории эмоций.
План:
1. Введение
2. Основные определения эмоций
3. Основания классификаций (по источнику, степени сложности, влиянию на организм, на деятельность, по врождённости; Дормашев, Леонтьев, Рубинштейн, Макдауголл, Вудвортс-Шлосберг, Плутчик).
4. Функции эмоций
5. Теории эмоций (Декарт, Спиноза, Сартр, Вуднт, Клаперед, Макдауголл, Липер, Дарвин, Джеймс-Ланге, Кэннон-Барт, Когнитивно-ориентированные, Изард, Выготский, Рубинштейн, Леонтьев, Анохин, Симонов).
Введение
Вообще эмоции изучают в трёх аспектах:
1. Э. Явления
2. Э. Состояния
3. Э. Процессы
Определения.
1. Декарт: Страсти- физиологические изменения в организме в ответ на душевное движение. Нужны для познания вредного и полезного.
2. Спиноза: Аффекты - непроизвольные состояния тела, увеличивающие или уменьшающие его способность к действию, и идеи этих состояний. Аффект - состояние активное. Должны быть подчинены разуму с помощью осознания. Эмоции одновременно направляются процессами познания (ПП), и являются их (ПП) регуляторами. Плюс эмоции мотивируют поведение
|
|
3. Джеймс и Ланге: Эмоции - это ощущение(осознание) висцеральных периферических (проще говоря, телесных) изменений.
4. А. Н. Леонтьев: Эмоция – "психическое отражение" в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Или: эмоциональные процессы выполняют функцию внутренней регуляции, "отражая" смысл объектов и ситуаций, воздействующих на субъекта, а также их значения для осуществления его жизни. Коротко: мотив= предмет потребности, смысл= отношение мотива к цели, эмоция= "индикатор" этого смысла.
5. П. К. Анохин: Эмоция - физиологическое состояние организма, имеющее ярко выраженную субъективную окраску и охватывающий все виды чувствований и переживаний человека.
6. С. Л. Рубинштейн: Эмоция – психическое отражение актуального состояния потребностей (субъективный эквивалент потребности). Сферу чувств или эмоций составляет переживание особого отношения человека к тому, что его окружает.
7. В. К. Вилюнас. Эмоция - особое переживание субъектом отдельных элементов образа, придающее им целевую характеристику и побуждающее субъекта к решению на уровне образа задачи о способе достижения этих целей, а в конечном итоге - к целенаправленной внешней деятельности.
8. Ж. П. Сартр: форма редукции, перехода из рационального мира в мир магии, в котором нет каких-то важных различий, например между объектом и фантазией о нём.