Обычно ученые отмечают две функции мифа, которые делают его как бы самой ранней разновидностью интеллектуальной деятельности. Это функции описания и объяснения. В определенной степени это правильно. Действительно, воспроизводится, скажем, в торжественном гимне миф о Деметре и Персефоне. Похищена дочь Деметры, богини плодородия, Персефона, похищена владыкой подземного царства мертвых - Аидом. Горе Деметры сразу же отражается на природе, она увядает и перестает плодоносить. Но вот по велению Зевса Аид соглашается каждый год отпускать на время Персефону на землю к матери, и с возвращением ее вновь оживает все вокруг, цветут растения, вся земля вновь возрождается к жизни. Ясно, что здесь, как и в египетском мифе об Осирисе и Исиде, в мифологической форме речь идет о смене времен года. Воскресение Осириса и возвращение Персефоны из царства Аида - это есть описание в особом языке весеннего возрождения природы. С другой стороны, конечно, можно тут увидеть и объяснение, поскольку некоторое явление (весеннее возрождение) сводится к чему-то другому - действиям мифологических персонажей. Примерно так же, сводя одно явление к другому или к закону, определяющему его поведение, скажем, падение тела к тяготению, мы строим объяснение и сегодня.