=1= Понятие прокурорского надзора
ст. 1 ФЗ «О прокуратуре»
«Общий надзор» - общий в смысле круга объектов надзора. Есть мнение, что этот термин нежелателен и более точно отражает суть термин «надзор за административно- распорядительной деятельностью». В данной сфере осуществляется выявление большого круга правоотношений и от ее успеха во многом зависит успех других направлений надзорной деятельности.
Эта отрасль надзора носит ПРЕВЕНТИВНЫЙ характер.
В последнее время значение этой отрасли возросло (перестройка, усложнение общественной жизни, усложнение законодательства). Неразвитость многих институтов правового государства влечет за собой необходимость в прокурорском надзоре общего характера.
Некоторые ученые выступают против за сокращения полномочий прокурора общего характера. Например, Скуратов (Комментарий к ФЗ «О прокуратуре»): «Круг объектов надзора очень широкий, большое множество законов, которые постоянно меняются и регулируют значительное количество групп правоотношений»
|
|
Предмет и пределы общего надзора определены в ч. 1 Ст. 21 ФЗ «О прокуратуре»
1) соблюдение Конституции и федерального законодательства на территории РФ
2) проверка соответствия федеральному законодательству правовых актов, изданных
перечисленными в ч. 1 ст. 21 объектами надзора.
Приказ Генерального Прокурора №30 от 22.05.1996 года гласит: «при надзоре за соблюдением Конституции следует исходить из ее прямого действия на всей территории РФ».
Речь в данной статье идет не только о федеральном законодательстве, но и законодательстве субъектов федерации, действующих на их территории.
«Соответствие» предполагает непротиворечивость закона вцелом и отдельных его норм. Можно выделить различные формы несоответствия:
1) неправильное понимание содержания закона
2) отсутствие основания для издания акта
3) ссылка на недействующий закон
4) издание правового акта неуполномоченным субъектом
Классификация надзорной деятельности общего характера.
I По кругу поднадзорных объектов
II По кругу НПА, за исполнением которых осуществляется надзор
IIIВ зависимости от характера надзорной деятельности
т
1) Федеральные министерства, комитеты, службы и др. ФОИВ
2) Представительные (законодательные) и исполнительные ОГВ субъектов РФ
3) Органы местного самоуправления (выборные и иные, не включенные в систему ОГВ)
4) Органы военного управления (см. ФЗ «Об обороне»)
. _ 5) Органы контроля (вневедомственные), т.е, имеющие право осуществлять контроль за
объектами, независимо от их ведомственной, принадлежности (# подразделения министерств -санэпидемнадзор при Мин Здравоохранения)
|
|
6) Должностные лица в смысле УК, т.е. представители власти и лица, осуществляющие
административно-хозяйственные и административно-исполнительные функции
7) Органы управления коммерческих и некоммерческих организаций
(II) Необходимо ли осуществлять надзор за подзаконными актами (Указы Президента и Постановления Правительства)??? Приказ Ген. Прокурора №20 указал, что такой надзор необходимо прекратить!
Особенности общего надзора
• Осуществление надзора не предполагает вмешательства в оперативно-хозяйственную
деятельность.
• Прокурор не правомочен оказывать прямое воздействие на объект надзора, а лишь принимает
меры по устранению нарушений.
• Прокурор осуществляет наблюдение за нарушениями законов без учета целесообразности.
Задачи прокуроров определяются в ФЗ и Приказе Ген. Прокурора №30. Любой надзор есть принятие мер к выявлению и устранению нарушений. Сейчас выделяются следующие приоритетные направления: ФЗ о собственности, о земле, финансовое и банковское законодательство, иные отрасли, необходимые для осуществления реформ.
=2= Полномочия прокурора
Полномочия - это правовые средства, предоставленные законом для осуществления возложенных обязанностей. Особенность полномочий прокурора в том, что любое его право является одновременно его обязанностью.
Можно выделить 3 группы полномочий:
• средства выявления правонарушений
• средства устранения
• средства предупреждения
IV. =3= Акты прокурорского надзора за исполнением законов
Акты прокурорского надзора - это по сути формы реализации полномочий по устранению нарушений законов (акты прокурорского реагирования на выявленные правонарушения).
Общие требования - п. 12 приказа №30 от 22.05.96.
В документах прокурорского реагирования нужно излагать сущность, негативные последствия, вопрос об их устранении и ответственность виновных лиц. Каждый из актов прокурорского реагирования предполагает выполнение специфичных требований.
Акты прокурорского реагирования:
• протест;
• представление;
• постановление;
• предостережение;
• информация президенту РФ;
• иски, исковые заявления в суды, заявления в суды о признании актов недействительными