Особенная часть Тема 8: прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор)

=1= Понятие прокурорского надзора

ст. 1 ФЗ «О прокуратуре»

«Общий надзор» - общий в смысле круга объектов надзора. Есть мнение, что этот термин нежелателен и более точно отражает суть термин «надзор за административно- распорядительной деятельностью». В данной сфере осуществляется выявление большого круга правоотношений и от ее успеха во многом зависит успех других направлений надзорной деятельности.

Эта отрасль надзора носит ПРЕВЕНТИВНЫЙ характер.

В последнее время значение этой отрасли возросло (перестройка, усложнение общественной жизни, усложнение законодательства). Неразвитость многих институтов правового государства влечет за собой необходимость в прокурорском надзоре общего характера.

Некоторые ученые выступают против за сокращения полномочий прокурора общего характера. Например, Скуратов (Комментарий к ФЗ «О прокуратуре»): «Круг объектов надзора очень широкий, большое множество законов, которые постоянно меняются и регулируют значительное количество групп правоотношений»

Предмет и пределы общего надзора определены в ч. 1 Ст. 21 ФЗ «О прокуратуре»

1) соблюдение Конституции и федерального законодательства на территории РФ

2) проверка соответствия федеральному законодательству правовых актов, изданных
перечисленными в ч. 1 ст. 21 объектами надзора.

Приказ Генерального Прокурора №30 от 22.05.1996 года гласит: «при надзоре за соблюдением Конституции следует исходить из ее прямого действия на всей территории РФ».

Речь в данной статье идет не только о федеральном законодательстве, но и законодательстве субъектов федерации, действующих на их территории.

«Соответствие» предполагает непротиворечивость закона вцелом и отдельных его норм. Можно выделить различные формы несоответствия:

1) неправильное понимание содержания закона

2) отсутствие основания для издания акта

3) ссылка на недействующий закон

4) издание правового акта неуполномоченным субъектом

Классификация надзорной деятельности общего характера.

I По кругу поднадзорных объектов

II По кругу НПА, за исполнением которых осуществляется надзор
IIIВ зависимости от характера надзорной деятельности

т

1) Федеральные министерства, комитеты, службы и др. ФОИВ

2) Представительные (законодательные) и исполнительные ОГВ субъектов РФ

3) Органы местного самоуправления (выборные и иные, не включенные в систему ОГВ)

4) Органы военного управления (см. ФЗ «Об обороне»)

. _ 5) Органы контроля (вневедомственные), т.е, имеющие право осуществлять контроль за

объектами, независимо от их ведомственной, принадлежности (# подразделения министерств -санэпидемнадзор при Мин Здравоохранения)

6) Должностные лица в смысле УК, т.е. представители власти и лица, осуществляющие
административно-хозяйственные и административно-исполнительные функции

7) Органы управления коммерческих и некоммерческих организаций

(II) Необходимо ли осуществлять надзор за подзаконными актами (Указы Президента и Постановления Правительства)??? Приказ Ген. Прокурора №20 указал, что такой надзор необходимо прекратить!

Особенности общего надзора

• Осуществление надзора не предполагает вмешательства в оперативно-хозяйственную
деятельность.

• Прокурор не правомочен оказывать прямое воздействие на объект надзора, а лишь принимает
меры по устранению нарушений.

• Прокурор осуществляет наблюдение за нарушениями законов без учета целесообразности.

Задачи прокуроров определяются в ФЗ и Приказе Ген. Прокурора №30. Любой надзор есть принятие мер к выявлению и устранению нарушений. Сейчас выделяются следующие приоритетные направления: ФЗ о собственности, о земле, финансовое и банковское законодательство, иные отрасли, необходимые для осуществления реформ.

=2= Полномочия прокурора

Полномочия - это правовые средства, предоставленные законом для осуществления возложенных обязанностей. Особенность полномочий прокурора в том, что любое его право является одновременно его обязанностью.

Можно выделить 3 группы полномочий:

• средства выявления правонарушений

• средства устранения

• средства предупреждения

IV. =3= Акты прокурорского надзора за исполнением законов

Акты прокурорского надзора - это по сути формы реализации полномочий по устранению нарушений законов (акты прокурорского реагирования на выявленные правонарушения).

Общие требования - п. 12 приказа №30 от 22.05.96.

В документах прокурорского реагирования нужно излагать сущность, негативные последствия, вопрос об их устранении и ответственность виновных лиц. Каждый из актов прокурорского реагирования предполагает выполнение специфичных требований.

Акты прокурорского реагирования:

• протест;

• представление;

• постановление;

• предостережение;

• информация президенту РФ;

• иски, исковые заявления в суды, заявления в суды о признании актов недействительными


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: