Определен в общих чертах в ст. 29 закона «О Прокуратуре»:
• исполнение законов данным органом;
• законность актов этих органов.
В тоже время в ст. 29 выделено составных элементов предмета надзора в данной сфере. Два вида поднадзорной деятельности, которые в свою очередь определяют специфику положения прокурора при надзоре за этими видами деятельности:
• ОРД осуществляется специально уполномоченными на то органами, указанными в закона
«О Прокуратуре»;
• процессуальная деятельность органов дознания и предварительного следствия в ходе
досудебного производства по УД.
Специфика этих двух видов деятельности по их характеру, содержанию, по виду законодательства, которыми эти виды деятельности отличаются друг от друга, позволило в теории прокурорского надзора выделить 2 самостоятельные отрасли надзора:
1. надзор за органами ОРД;
2. надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия в ходе
досудебного производства.
Первую отрасль надзора предлагается именовать «надзор за уголовно-розыскной деятельностью», вторую - «надзор за предварительным расследованием». Составные элементы предмета (по ст. 29):
|
|
1. соблюдение прав и свобод человека и гражданина (речь идет о личных правах и свободах);
2. соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенном
или готовящихся преступлениях. Здесь речь идет о процессуальной деятельности,
регламентированной УПК, так и не процессуальной деятельности, регламентированной
иными ФЗ, в том числе ОРД. В этом виде присутствуют оба момента;
3. соблюдение установленного порядка выполнения ОРМ.
ОРМ - это установленная форма осуществления ОРД. Понятие ОРД дается в законе «Об ОРД» от 12.08.95 (ст. 1).
Это вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями, гос. органами, уполномоченными на то ФЗ в пределах их полномочий, посредством проведения ОРМ, в целях:
• защиты прав и свобод человека и гражданина;
• защиты собственности;
• обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
ст. 2 закона - задачи ОРД:
1. выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений, а также лиц к ним
причастных;
2. осуществление розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда, а также лиц, пропавших без вести;
3. добывание информации о событиях и действиях, создающих угрозу безопасности РФ. Эти задачи
является подчиненными по отношению к задачам уголовного судопроизводства, закрепленные в
УПК (ст. 6). ОРД носит самостоятельный характер. Специфика - конспиративный характер.
4. соблюдение установленного порядка проведения, расследования (процессуальная деятельность
органов дознания и предварительного следствия по обнаружению преступлений, лиц их
|
|
совершивших, установлению всех обстоятельств, относящихся к преступному событию и личности обвиняемого, по собиранию доказательств, необходимых для рассмотрения в суде).
В настоящее время 3 формы и 3 группы субъектов:
• органы дознания;
• дознаватель;
• следователь.
5. законность решений органов ОРД, дознания, предварительного следствия.
Пределы надзора можно ограничить:
1. по кругу законов:
• УПК;
• Закон «Об ОРД»;
• Законы регламентирующие деятельность органов, осуществляющих ОРД (Закон «О
милиции);
• Приказы и указания Ген Прокурора.
2. по кругу органов:
• органы, уполномоченные на осуществление ОРД, указанные в ст. закона «Об ОРД»;
• оперативные подразделения 10-и ведомств (это исчерпывающий перечень);
• органы, осуществляющие предварительное расследование
Две формы:
• дознание;
• неотложные следственные действия, по которым обязательно предварительное следствие;
В соответствии со ст. 40 УПК данные формы предварительного расследования осуществляется органами дознания. Вторая форма осуществляется дознавателем.
УПК допускает противоречия в определении органов, которые вправе осуществлять дознание и неотложные следственные действия.
ст. 40,157,158 УПК.