Практическое занятие (2 час.)
Среда и ее роль в формировании и социализации личности. Макросреда и макрофакторы. Мезосреда и мезофакторы. Микросреда и микрофакторы.
Семья в системе социализации и воспитания личности.
Историческая эволюция семьи и семейного воспитания. Особенности развития современной семьи в России.
Типология семей.
Функции современной семьи и особенности их реализации на современном этапе.
Специфика и основные факторы формирующего влияния семьи.
Значение семейной атмосферы и влияние семейных отношений на ход и темп развития ребенка.
Педагогическая культура родителей: содержание, формы и способы формирования.
Стили родительского поведения и педагогические тактики воспитания ребёнка в семье.
Направления и формы взаимодействия семьи и школы.
Тема 5. КОЛЛЕКТИВ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ И ВОСПИТАНИЯ
Практическое занятие (2 час.)
Коллектив и личность: значение коллектива в жизнедеятельности человека и его развитии.
Эволюция и противоречивость представлений о роли коллектива в развитии человека и социализации его личности.
|
|
Типология коллективов по основаниям:
- по содержанию объединяющей деятельности,
- по внешне заданной функции,
- по степени сложности структуры и опосредованности межличностных отношений,
- по юридически (социально) фиксированному статусу,
- по длительности функционирования.
Детский коллектив, его специфика, функции, педагогические и психологические признаки и структура.
Основные психолого-педагогические концепции коллектива.
Учение А.С. Макаренко о коллективе: сформулированные А.С. Макаренко законы и принципы жизнедеятельности воспитательных коллективов. Динамика развития коллектива (по А.С. Макаренко).
Основные положения концепции коллектива, разработанной Л.И. Новиковой, А.Т. Куракиным и др.
Теория поэтапного развития группы по Л.И. Уманскому.
Коллектив и неформальные группы.
Условия эффективности взаимодействия педагога с коллективом.