Количественные свойства ощущений

Качество ощущения зависит от различной чувствительности органов чувств, которая характеризуется минимальной величиной различия между раздражителями, впервые получаемые человеком. Измерить ощущение – значит найти числовое соотношение между параметрами раздражителя, воздействующего на рецептор, и свойствами возникающих при этом ощущений. Основными количественно измеряемыми характеристиками ощущений являются их пороги и чувствительность.

Не всякий внешний сигнал вызывает осознаваемое ощущений, например, звуковые волны на частоте ниже 15 Гц (или более 25 000 Гц) не порождают слуховых ощущений.

Нижний абсолютный порог ощущений – это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. При быстром темпе чтения или устной речи человек может не различать отдельных слов, что может привести к неадекватному пониманию.

Верхний абсолютный порог – это максимально допустимая величина раздражителя, при которой еще сохраняется ощущение. При сигналах, превышающих верхний порог, ощущение либо исчезает, либо возникают болевые ощущения.

Величина порогов зависит от:

– характера деятельности человека;

– мотивов и интересов человека;

– возрастом

– уровнем образования и общей культуры.

Ощущения громкости звука отражают амплитуду колебаний звуковых волн: чем больше амплитуда, тем громче звук. Нижний порог слуха по громкости звука составляет примерно 0,1 Дц. Верхний порог (примерно 140 Дц) может вызывать болевые ощущения:

– разговор шепотом – 20 Дц;

– интенсивное уличное движение – 80 Дц;

– сильный раскат грома во время грозы – 120 Дц;

– музыка рок-группы – 140 Дц.

Ощущения высоты отражают частоту колебаний звуковых волн: чем больше частота колебаний, тем выше звук. Частота колебаний измеряется в герцах, один герц – это одно колебание в секунду. Нижний порог ощущения 16-20 Гц, верхний – 20 000-22 000 Гц. Лучше всего высота звука ощущается на частотах в диапазоне 1000-3000 Гц (это галдеж галок). Особо опасны акустические колебания с частотой 7 Гц, нарушающие работу сердечно-сосудистой системы, вплоть до прекращения работы сердца. Для примера: высота звука мычания коровы составляет 900 Гц, стрекотание кузнечика – 15 000 Гц.

Если у какого-то человека при воздействии слабого раздражителя ощущение появляется раньше, чем у других, то говорят, что он обладает более высокой чувствительностью.

Более глубокие знания об окружающем мире человек получает благодаря восприятию. Ощущение и восприятие неразрывно связаны друг с другом. Восприятие происходит на основе ощущений и отвечает за познание предметов и явлений окружающего мира в целом. На основе восприятия возможна деятельность других психических процессов – памяти, мышления, речи, воображения.

Восприятие – это отражение объектов внешнего мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии этих объектов на органы чувств.

Результатом восприятия является психический (перцептивный) образ – субъективное отражение объективной реальности. Важно помнить, что возникающий образ обусловлен индивидуальными особенностями каждого человека. и общими закономерностями процесса восприятия.

Восприятие – это отражение объектов внешнего мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии этих объектов на органы чувств.

Существуют следующие закономерности восприятия:

1. Светлые предметы кажутся больше, чем темные такого же размера.

2. Должны быть четкие очертания объекта, так как в первую очередь воспринимаются контуры предмета, затем различаются пропорции и отдельные детали.

3. Лучше всего распознаются условные знаки, которые образованы прямыми линиями.

4. Вертикальные линии распознаются дольше, чем горизонтальные.

5. Печатный текст читается в 1/3 раз быстрее, чем письменный.

6. Лучше всего запоминается информация, расположенная на доске в правом верхнем угле (33% информации), затем в левом верхнем (28%).

7. Выделение шрифта другим цветом при чтении текста способствует закреплению учебного материала в долговременной памяти.

8. При цветовой организации материала следует учитывать взаимодополняющие оттенки, совместное использование которых увеличивает объем восприятия: красный – зеленый, желтый – фиолетовый, синий – оранжевый. Из контрастных цветов наибольшее значение имеют черный – белый и черный – ярко-желтый.

9. Существительные запоминаются лучше, чем глаголы и прилагательные.

10. Лучше всего информация воспринимается и запоминается по аналогии с чем-то знакомым.

11. Известно, что человек запоминает 15% информации, подающейся в речевой форме, 25 % - в зрительной. Однако, если информация подается в речевой и зрительной форме, то запоминается до 65%.

Необходимо знать, что прочному запоминанию способствует:

1. неоднократное повторение изучаемой информации;

2. осмысливание этой информации, установление ее логической структуры или связи с уже хранящейся в долговременной памяти информацией;

3. установка на длительное запоминание. Механическое запоминание учебного материала может привести к поверхностному, неглубокому усвоению знаний, требует значительного времени. Вместе с тем рациональное сочетание осмысленного запоминания с механическим повторением дает хорошие результаты.

4. высокий интерес к запоминаемому материалу;

5. функциональное состояние организма – «степень усталости»

6. эмоциональный фон материала. Гораздо лучше запоминаются факты, имеющие положительную эмоциональную окраску, хуже – отрицательную, еще хуже – не имеющие никакой эмоциональной окраски. Более того, интенсивные эмоциональные реакции, независимо от их окраски, вызывают снижение устойчивости характеристик памяти. Умеренные положительные эмоции способствуют повышению устойчивости памяти и росту ее продуктивности. Также известно, что запоминание при среднем уровне шума протекает лучше, чем при тишине или при сильном шуме, При этом материал, заученный при шуме, лучше воспроизводится после суток, чем сразу же после заучивания.

Восприятие характеризуется следующими закономерностями: целостность, константность, осмысленность, избирательность, апперцепция.

Любой предмет или явление, обладающее различными свойствами и состоящее из множества частей, воспринимается в единстве всех своих качеств и признаков, что и обусловливает целостность восприятия.

Константность восприятия проявляется в восприятии объектов независимо от происшедших с ними изменений (благодаря этому свойству мы получаем возможность узнавать предметы в различной обстановке).

Осмысленность восприятия проявляется в том, что, воспринимая объекты, человек истолковывает их в соответствии с полученными им ранее знаниями и своим практическим опытом и придает им определенный смысл. При восприятии того или иного предмета человек причисляет его к конкретной группе предметов, производит целый ряд умозаключений об этом предмете.

Объект восприятия всегда шире и богаче субъективного восприятия. Для восприятия характерна избирательность, т.е. человеком воспринимаются лишь те свойства и признаки объекта, которые необходимы ему для решения конкретной задачи. Многие раздражители не осознаются, если они не являются значимыми для субъекта.

Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности.

Существуют некоторые закономерности восприятия объектов:

12. Светлые предметы кажутся больше, чем темные такого же размера.

13. Должны быть четкие очертания объекта, так как в первую очередь воспринимаются контуры предмета, затем различаются пропорции и отдельные детали.

14. Лучше всего распознаются условные знаки, которые образованы прямыми линиями.

15. Вертикальные линии распознаются дольше, чем горизонтальные.

16. Печатный текст читается в 1/3 раз быстрее, чем письменный.

17. При цветовой организации материала следует учитывать взаимодополняющие оттенки, совместное использование которых увеличивает объем восприятия: красный – зеленый, желтый – фиолетовый, синий – оранжевый. Из контрастных цветов наибольшее значение имеют черный – белый и черный – ярко-желтый.

18. Существительные запоминаются лучше, чем глаголы и прилагательные.

19. Лучше всего информация воспринимается и запоминается по аналогии с чем-то знакомым.

Наблюдательность – свойство личности, проявляющееся как способность замечать в предмете малоизвестные, но существенные детали. Оно вырабатывается при длительном и целенапрвленом восприятии. Наблюдаьедбность необходима в работе товароведа. Умение наблюдать позволяет хорошо ориентироваться в ассортименте товара, в его свойствах и качествах, лучше понимать покупателей, в изучении покупательсткого спроса.

Нейрофизиологические основы восприятия.

В основе восприятия лежит механизм, аналогичный тому, который вызывает процесс ощущения. Образно говоря, восприятия начинается там, гже заканчивается процесс ощущения. Конечным моментом формирования ощущений является возбуждение сенсорных зон в коре головного мозга. Затем возбуждение от сенсорных зон передается в интегративные (перцептивные) зоны головного мозга, в котором собирается (интегрируется) вся информация о предмете.

Гештальтпсихология показала, что восприятия является связным, целостным процессом, а не простым соединением продуктов работы системы ощущений.

РОЛЬ МНЕМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ

Память имеет большое значение в жизни и деятельности человека. Посредством памяти человек накапливает знания и использует их в нужный момент. Уже в глубокой древности люди придавали большое значение памяти. Греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, которые покровительствами наукам и искусствам. Происхождение памяти они связывали с именем одного из самых любимых героев Прометеем. Древнегреческий поэт Эсхил пишет от его имени:

Послушайте, что смертным сделал я:

Число им изобрел,

И буквы научил соединять –

Им память дал, мать муз –

Всего причину.

Память представляет собой совокупность процессов, обеспечивающих восприятие, сохранение и воспроизведение информации. Обратной стороной сохранения информации является забывание. Забывание носит не только негативный характер, оно разгружает память от ненужных деталей.

Память имеет большое значение в жизни и деятельности человека. Посредством памяти человек накапливает знания и использует их в нужный момент. Память представляет собой совокупность процессов, обеспечивающих восприятие, запечатление, хранение и воспроизведение информации.

В зависимости от особенностей материала запоминания и воспроизведения выделяют следующие виды памяти:

1) Двигательная (моторная) – это память на различные движения, позволяющая формировать трудовые и практические навыки;

2) Эмоциональная (аффективная) – это память на эмоции и чувства. Значение эмоциональной памяти заключается, прежде всего, в том, что она может выступать сильным мотивом для повторения действий, которые в свое время вызвали большой эмоциональный подъем или удовольствие.

3) Образная память включает зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память. У человека сильна, развита, прежде всего, зрительная память, так как 80% информации об окружающем мире он получает с помощью зрения. Использование на уроке зрительного материала позволяет усвоить большее количество информации.

4) Словесно-логическая заключается в напоминании и воспроизведении слов, мыслей, знаков, логических связей и т.д..

По продолжительности запоминания и сохранения информации различают следующие виды памяти: сенсорная (мгновенная), кратковременная, долговременная и оперативная.

Сенсорная (мгновенная) – это память, удерживающая информацию, воспринятую органами чувств без ее переработки (иконическая и эхоическая).

Кратковременная память позволяет удерживать воспринятую информацию на протяжении примерно 20-30 с. после одноразового восприятия. Это значит, что информация начинает утрачиваться, через указанное время, если она не перейдет в долговременную память.

Долговременная память для хранения опыта человека в течение всей жизни. Переводу информации в долговременную память способствует неоднократное повторение изучаемого материала.

В основе кратковременной памяти лежит импульсная активность нейронов, которая проявляется в циркуляции импульсов, несущих информацию в закодированном виде, по замкнутым нервным путям (реверберационным кругам). Продолжительная ревербирация импульсов вызывает соответствующие процессы возбуждения и порождает устойчивые структурно-химические изменения как на уровне нервных клеток головного мозга (энграммы), так и на системном уровне в масштабах целых структур мозга. Эти структуры формируют базу долговременной памяти.

Оперативная память хранит информацию в течение времени, необходимого для выполнения какой-либо операции за несколько десятков минут. Например, это вид памяти обслуживает процесс восприятия словесной информации, вычислительные действия. «Установлено, что лучше всего запоминаются символы, появляющиеся с наибольшей или наименьшей вероятностью. Это явление связано с общей способностью живых организмов более эффективно откликаться на более информативные (маловероятные, неожиданные) или хорошо известные (ожидаемые) раздражители. На продуктивность памяти в определенной степени оказывает влияние и модальность принимаемых сигналов. Считается, что при прочих равных условиях продуктивность зрительной памяти выше, чем слуховой. Это обусловлено тем, что по зрительному входу сигналы поступают параллельно, а по слуховому – последовательно. Последнее ограничивает возможности слуховой памяти. При увеличении времени экспозиции, как и при одновременном предъявлении информации, продуктивность памяти возрастает.

Информация сохраняется в ОП в течение времени, определяемого длительностью следа памяти. Физиологической основой процесса сохранения является способность нервных клеток определенное время сохранять изменения, возникающие под влиянием внешних воздействий. Эти изменения называются следом памяти, они постепенно затухают во времени. В случае, если объем поступавшей информации превышает объем памяти или время хранения больше длительности следа, часть информации с некоторой вероятностью направляется в долговременную память, остальная информация теряется. При любых условиях поток сознательной информации от всех сенсорных систем не превышает 50 бит/с. Так, при спокойном чтении он составляет 40 бит/с., при умственных расчетах – 12бит/с, при счете – 35 бит/с. если считать, что в среднем поток информации составляет 20 бит/с, то за 70 лет при длительности каждого активного дня в 16 часов общее поступление информации составляет 3х1010 бит. Так как общая информационная емкость головного мозга равна примерно 3х108 бит, то поток поступающей информации в 100 раз больше, чем информационная емкость мозга. Из всей этой информации долговременная память должна отобрать лишь 1%.» (Кремень М.А.)

Каждую из перечисленных видов памяти характеризуют также по объему сохраняющейся информации. Так, например, кратковременная память может удерживать 7 отдельных элементов (плюс или минус два). Однако, несмотря на ограниченное количество элементов, хранящихся в кратковременной памяти, объем все же можно увеличить. Для этого достаточно сгруппировать, «структурировать» вместе 7 отдельных элементов, объединив их в одну информационную единицу.

Для долговременной памяти характерен практически неограниченный ее потенциальный объем, заполнение которого для предела просто невозможно на протяжении реальной жизни человека.

Особое внимание следует обратить внимание на процессы памяти, к которым относится запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение и узнавание.

По степени активности психических процессов говорят о непроизвольной и произвольной памяти. Для непроизвольного запоминания характерно отсутствие специальной цели запомнить. Обычно непроизвольно запоминаются те объекты, которые выделяются своими свойствами: красочностью, подвижностью, величиной, своеобразной формой. Непроизвольно запоминается и то, что связано с эмоциональными переживаниями, с теми или иными чувствами. На прочность и длительность непроизвольного запоминания значительное влияние оказывает интерес. Благодаря непроизвольному запоминанию опыт учащихся постоянно расширяется без волевых усилий. Для непроизвольного воспроизведения часто толчком выступают различные ассоциации. Воздействие же во время урока на непроизвольную память способствуют запоминанию учащимися больше информации.

Произвольное запоминание – это запоминание, характеризующееся сознательно поставленной целью – запомнить определенный материал. Для достижения этой цели человек прилагает волевые усилия и использует приемы активного запоминания.

Произвольное запоминание осуществляется механически или осмысленно. Механическое запоминание представляет собой заучивание материала без осмысливания связей между ними. Механическое запоминание учебного материала может привести к поверхностному, неглубокому усвоению знаний, требует значительного времени. Вместе с тем рациональное сочетание осмысленного запоминания с механическим повторением дает хорошие результаты.

Осмысленное запоминание основано на понимании содержания, сущности закрепляемого в памяти материала, на раскрытии их смысловых, логических связей, которые существуют между частями. Смысловые связи сохраняются в долговременной памяти прочнее и их легче воспроизвести в дальнейшем. Осмысленное запоминание основывается на логических связях, отражающих наиболее важные и существенные стороны отношения объектов, осознанием значимости того или иного материала для своей будущей профессиональной деятельности. Процесс осмысленного запоминания включает ряд логических операций и приемов: структурирование, использование вербальных посредников, группировку по ассоциативной близости, группировку по принадлежности к одному классу, установление межгрупповых связей (отношений), выделение опорных пунктов (тезисы, цифровые данные, примеры, заглавие, имена, эпитеты и т.д.), составление плана, схематизация и т.д.

К процессам памяти относится воспроизведение. Процесс воспроизведения информации имеет три формы: узнавание, воспоминание и припоминание. Первая форма – узнавание, происходит при опоре на восприятие. Воспоминание связано с воспроизведение информации при отсутствии объекта. Активной формой воспроизведение является припоминание, которое связано с решением поставленных задач. Воспроизведение отражает качество памяти и служит результатом запоминания и сохранения конкретного материала. Задачи и вопросы, которые решаются в ходе урока должны использовать все три формы воспоминания. Однако следует помнить, что более качественным воспроизведением является припоминание.

Обратной стороной сохранения информации является забывание. Забывание носит не только негативный характер, оно разгружает память от ненужных деталей. Существует два вида забывания: угасание и интерференция.

Угасание представляет собой пассивное уменьшение прочности следов памяти с течением времени. Угасание может произойти из-за того, что какая-то информация не использовалась человеком или не повторялась.

Интерференция имеет место тогда, когда вспоминанию чего-либо препятствует поступление в память другой информации.

Процессы интерференции приводят к тому, что на изучение нового материала будет влиять прошлый и будущий опыт учащегося. Однако не следует пытаться удержать в памяти материал, боясь забыть то, что вы уже усвоили. В действительности влияние интерференции возможно уменьшить, если заучиваемый материал хорошо систематизирован. Успех запоминания определяется во многом правильным распределением повторений во времени. Установлено, что концентрированное, сгущенное повторение всегда дает значительно меньший эффект, в то время как при распределении повторений во времени запоминание оказывается более продуктивным.

Забывание происходит неравномерно – вначале (сразу после заучивания) очень быстро, затем медленнее и слабее. В психологии существует понятие фактор края, когда первые и последние сведения учебного материала запоминаются лучше, чем средние.

Лучшим средством против забывания является повторение. Главная роль повторения заключается в формировании механизма воспроизведения запоминаемого материала. Учитывая, что забывание вначале происходит интенсивнее, следует повторять учебный материал как можно раньше, а не тогда, когда он полностью забыт. Повторение имеет две основные функции: 1) оно освежает хранящуюся в кратковременной памяти информацию, чтобы предотвратить ее забывание; 2) способствует переходу повторяемой информации в долговременную память, повышая тем самым прочность долговременных следов. Подкрепленное повторение заключается в механическом повторении информации с целью удержания ее в кратковременной памяти, как, например, проговаривание вслух или про себя телефонного номера несколько десятков раз подряд. При сложном повторении информация опосредуется, ассоциируется друг с другом и обогащается в результате контакта с информацией, хранящейся в долговременной памяти. Многие психологи считают, что сложное повторение способствуют более прочному запоминанию и ведет к переходу учебного материала из кратковременной памяти в долговременную.

Как свидетельствуют психологические исследования, успех заучивания зависит не столько от количества повторений, сколько от того, как эти повторения распределены во времени. Существуют два способа заучивания: концентрированное, т.е. сплошное, без перерыва во времени, и распределенное во времени на несколько сеансов. Распределенное повторение дает больший эффект и требует примерно в два раза меньше. Таким образом, повторение должно осуществляется периодически в течение всего года.

Успешное выполнение учебно-воспитательных задач педагогом требует знание механизмов и закономерностей развития мнемических процессов. Необходимо знать, что прочному запоминанию учащимися учебного материала способствует:

7. неоднократное повторение изучаемой информации;

8. осмысливание этой информации, установление ее логической структуры или связи с уже хранящейся в долговременной памяти информацией;

9. установка на длительное запоминание. Механическое запоминание учебного материала может привести к поверхностному, неглубокому усвоению знаний, требует значительного времени. Вместе с тем рациональное сочетание осмысленного запоминания с механическим повторением дает хорошие результаты.

10. высокий интерес к запоминаемому материалу;

11. функциональное состояние организма – «степень усталости»

12. эмоциональный фон материала. Гораздо лучше запоминаются факты, имеющие положительную эмоциональную окраску, хуже – отрицательную, еще хуже – не имеющие никакой эмоциональной окраски. Более того, интенсивные эмоциональные реакции, независимо от их окраски, вызывают снижение устойчивости характеристик памяти. Умеренные положительные эмоции способствуют повышению устойчивости памяти и росту ее продуктивности.

Также известно, что запоминание при среднем уровне шума протекает лучше, чем при тишине или при сильном шуме, При этом материал, заученный при шуме, лучше воспроизводится после суток, чем сразу же после заучивания.

ВНИМАНИЕ

Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность сознания на определенные предметы и явления. В отличие от других познавательных процессов внимание не имеет особого психического содержания, оно проявляется в том, что направляет, сопровождает, усиливает или ослабляет восприятие, понимание, мыслительную деятельность. Внимание – показатель степени активности человека.

Особенности внимания оцениваются по следующим характеристикам: объем, распределение, переключение, устойчивость.

Объем внимания измеряется количеством объектов, которые человек способен воспринимать, удерживать в сознании и контролировать в единицу времени в связи с решением какой-нибудь задачей. Существуют индивидуальные различия по объему внимания, однако в среднем в юношеском возрасте он составляет 7-8 объектов. Средний объем у отдельных лиц колеблется от 6 до 11 объектов. Объем внимания не следует считать объемом восприятия. Действительный объем восприятия больше, чем объем внимания.

Распределение внимания – это возможность одновременно осуществлять выполнение различных действий, сохраняя сознательный контроль над ними.

Переключение внимания – способность последовательно переходить от одного вида умственной деятельности к другому, сохраняя высокую степень концентрации внимания на выполняемой работе.

Устойчивость внимания характеризуется способностью удерживать в поле зрения необходимый предмет в течение требуемого времени. Невозможно добиться высокой степени устойчивости внимания на уроке, так как отвлекающие обстоятельства всегда сопутствуют в любой деятельности, поэтому необходимо учитывать, что устойчивость внимания подвержено периодическим спадам. Устойчивость внимания учащихся старших классов и студентов может доходить до 45-50 мин, однако через определенные промежутки времени наступают кризисы внимания. Первый обычно бывает на 15-20 минуте, а второй – на 30-35-й минуте. Чтобы не допустить дестабилизацию внимания необходимо делать краткий отдых, дающий разрядку умственному утомлению.

Различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное внимание – это направленность сознания на предмет или явления в силу каких-то их особенностей, которые выделяют их из остальной среды. Одним из качеств раздражителей, вызывающих внимание, является сила раздражителя. Чем сильнее раздражитель, тем быстрее мы обращаем на него внимание. Сильный свет, яркие краски, громкие звуки всегда привлекают внимание. Существенным фактором в привлечении непроизвольного внимания является новизна и необычность изучаемого материала. Если предмет или пример вызвал удивление, восторг, страх, он надолго привлекает к себе внимание.

Произвольное внимание, в отличие от непроизвольного, требует от человека сосредоточения сознания и волевых усилий. Произвольное внимание отличается целенаправленностью, повышенной устойчивостью, организованностью. Для поддержания произвольного внимания человек должен четко знать задачу выполняемой деятельности.

Послепроизвольное внимание возникает после произвольного, когда уже внимание концентрируется на предмете умственной деятельности само собой.

ВНИМАНИЕ

Хочешь обратить на себя внимание, заговори с человеком о нем самом.

Д. Стейнбек

Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность сознания на определенные предметы и явления. Внимание – показатель степени активности учащегося. При внимании психическая деятельность становится более организованной. От внимания зависит, какой объем информации об окружающем мире мы может получить, осознать.

Занятый своими мыслями, человек может не слышать разговоров, может не слышать боли, если внимание сильно сосредоточено на чем-либо. Усиливая внимания на умственную работу, решение задачи, мы увеличиваем ее продуктивность, но фиксируя внимание на ощущениях, мы усиливаем чувствительность (тест на чувствительность).

Особенности внимания оцениваются по следующим характеристикам: объем, распределение, переключение, устойчивость.

Объем внимания измеряется количеством объектов, которые человек способен воспринимать, удерживать в сознании и контролировать в единицу времени в связи с решением какой-нибудь задачей. Существуют индивидуальные различия учащихся по объему внимания, однако в среднем в юношеском возрасте он составляет 7-8 объектов. Средний объем у отдельных лиц колеблется от 6 до 11 объектов. Объем внимания не следует считать объемом восприятия. Действительный объем восприятия больше, чем объем внимания. Учащийся может воспринять большее количество слов, геометрических фигур или понятий, тем те, которые он осознает, наблюдает и о которых сообщает.

Распределение внимания – это возможность одновременно осуществлять выполнение различных действий, сохраняя сознательный контроль над ними. Французский психолог Полан демонстрировал свое мастерство, читая публике одно стихотворение и одновременно сочиняя другое.

Переключение внимания – способность последовательно переходить от одного вида умственной деятельности к другому, сохраняя высокую степень концентрации внимания на выполняемой работе.

Существую значительные различия между учащимися по характеристикам внимания. Одним легко переключаться с одного занятия на другое, а некоторым это удается с трудом. Здесь большая роль принадлежит педагогу, чтобы рассмотреть эти индивидуальные особенности.

Устойчивость внимания характеризуется способностью удерживать в поле зрения необходимый предмет в течение требуемого времени. Невозможно добиться высокой степени устойчивости внимания на уроке, так как отвлекающие обстоятельства всегда сопутствуют в любой деятельности, поэтому необходимо учитывать, что устойчивость внимания подвержено периодическим спадам. Устойчивость внимания учащихся старших классов и студентов может доходить до 45-50 мин, однако через определенные промежутки времени наступают кризисы внимания. Первый обычно бывает на 15-20 минуте, а второй – на 30-35-й минуте. Чтобы не допустить дестабилизацию внимания необходимо делать краткий отдых, дающий разрядку умственному утомлению.

Сосредоточенность (концентрация) внимания – удержание внимания на одном объекте или одних действиях при отвлечении от всего остального.

Рассеянность внимания – неспособность длительно сосредотачиваться на объекте, частое переключения с объекта на объект. 1. Мнимая – высокая избирательность и трудность переключения внимания («профессорская» рассеянность). Физиологическая причина рассеянности – возникновение сильного очага возбуждения в коре головного мозга, который тормозит активность соседних участков мозга. 2. Подлинная – слабая интенсивность внимания и слабая переключаемость.

Колебания (флюктуации) внимания – кратковременные непроизвольные явления усиления или ослабления внимания. Колебания внимания наблюдается даже при устойчивом внимании (обычно с периодом 6-12 с.)

Различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное внимание – это направленность сознания на предмет или явления в силу каких-то их особенностей, которые выделяют их из остальной среды. Одним из качеств раздражителей, вызывающих внимание, является сила раздражителя. Чем сильнее раздражитель, тем быстрее мы обращаем на него внимание. Сильный свет, яркие краски, громкие звуки всегда привлекают внимание. Существенным фактором в привлечении непроизвольного внимания является новизна и необычность изучаемого материала. Если предмет или пример вызвал удивление, восторг, страх, он надолго привлекает к себе внимание. Не меньшее значение имеет и физическое состояние человека. В бодром состоянии человек способен быстрее заметить то, что может оставить его равнодушным, когда он утомлен. Длится непроизвольное внимание до тех пор, пока действует раздражитель.

Произвольное внимание, в отличие от непроизвольного, требует от человека сосредоточения сознания и волевых усилий. Произвольное внимание отличается целенаправленностью, повышенной устойчивостью, организованностью. Если книга вас интересует, вы читаете ее с большим вниманием.

Послепроизвольное внимание возникает после произвольного, когда уже внимание концентрируется на предмете умственной деятельности само собой.

Суть принципа активности мозга состоит: внимание возникает только при активной мозговой деятельности и общем бодрствовании организма. Здесь имеет оптимум: внимание ухудшается на фоне как большой расслабленности, так и чрезмерной активности и эмоциональности. Активацию мозга вызывает ориентировочный рефлекс – генетически заложенная реакция человеческого организма на любимые изменения окружающей среды. При многократных повторениях одних и тех же сигналов ориентировочный рефлекс быстро исчезает.

Закон взаимной индукции нервных процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий гласит, что внешний сигнал вызывает очаг возбуждения одних участков коры и одновременно торможение других. Принцип доминанты – в нервной системе человека всегда имеется господствующий очаг возбуждения, который подчиняет себе все другие процессы, обусловливает характер текущей ответной реакции организма на внешние и внутренние раздражители и тем самым направляет поведение человека. По мнению А.Ухтомского доминанта формируется в связи с появлением у человека потребности и соответствующих ей мотивов. Возбуждение соответствующих нервных центров вызывает повышение их чувствительности на действие раздражителей.

Принцип иррадиации – в коре головного мозга имеется участок, характеризующийся наиболее приемлемыми условиями для его возбуждения, что и приводит к формированию новых условных связей, т.е. в центральной нервной системе всегда имеются структуры в состоянии повышенной готовности к возбуждению.

Саморазвитие внимания осуществляется различными путями:

1. средства самовоспитания

2. наличие интереса

3. систематические упражнения (1 – фиксация внимания: на движении секундной, минутной стрелки, на неинтересных предметах (карандаш, пуговица) 2 – учитесь работать в условиях помех).

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Представление – создание субъективного образа какого-либо предмета или явления, ранее воздействовавшего на органы чувств. Эти образы являются вторичными, сохраняемые в памяти. Создание образов сопровождается микродвижениями. Основные функции представлений:

- сигнальная (в каждом конкретном случае отражается не только образ объекта, ранее воздействовавшего на органы чувств, но и многообразная информация о нем, превратившаяся в систему сигналов;

- регулирующая (отбор необходимой для предстоящей деятельности информации);

- настроечная функция (ориентация деятельности организма человека на определенные параметры отражения воздействий окружающего мира).

ВООБРАЖЕНИЕ

Процесс познания является активным и творческим. Поэтому, наряду с восприятием, вниманием, памятью и мышлением важную роль в усвоении учебного материала играет воображение. Воображение – это психический процесс, который заключается в создании нового образа, представления или идеи.

Овладение будущей профессиональной деятельностью – всегда большой собственный интеллектуальный труд. Но это не только труд запоминания, сколько творческая работа, связанная с постановкой собственных вопросов и задач, с поиском новых способов их решения.

Следует подчеркнуть, что воображение всегда было двигателем развития, когда люди придумывали несуществующие образы, а потом воплощали их в жизнь. Поэтому этот один из тех процессов, на который учебный процесс не только должен опираться, но должен способствовать развитию профессионального воображения у учащихся. Ведь в будущей профессиональной деятельности им не раз придется решать ситуации, требующих от них не только конкретных знаний и умений, творческого подхода, поиска самостоятельного пути.

Формирования продукта воображения всегда происходит с опорой на образы памяти. В связи с этим различают репродуктивное и творческое воображения. Репродуктивное воображения предполагает собой создания образа на основе словесного или другого условного описания объекта. Творческое воображения – это самостоятельная работа по созданию новых, оригинальных образов.

Виды воображения:

– активное. Волевое решение творческих или личных проблем.

– пассивное. Образы возникают спонтанно.

– воссоздающее. Воссоздание образа объекта, существовавшего в прошлом.

– творческое.

Формы воображение:

– места

– фантазия

– грезы

– сновидения

– мыслительный эксперимент.

Основные понятия по теме:

1. Эмоции – от лат. emovere – возбуждать, волновать психические процессы, протекающие в форме переживаний человеком жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

2. Чувство – устойчивая, сформированная форма эмоционального состояния, имеющее четко выраженный предметный характер.

3. Аффект – кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации (эмоционального переживания человеком своей неудачи, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели) или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением важных для человека потребностей.

4. Настроение – устойчивое переживание каких-либо эмоций, окрашивающее все поведение человека.

5. Страсть – сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубоким эмоциональным переживанием.

6. Стресс – состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных воздействий.

7. Воля – это форма психического отражения, проявляющееся в способности сознательно управлять совей психической деятельностью.

Функции эмоций:

1. регуляторная

2. сигнально-отражательная. Эмоционально окрашенная (положительно или отрицательно) информация запоминается лучше и непроизвольно.

3. предвосхищающая (прогнозирования). Эмоции сигнализируют о возможном приятном или неприятном исходе ожидающих событий, повышая адаптационные возможности психики человека.

4. энергетическая (активизирующая) проявляется в активации нервной системы и ее вегетативного отдела, приводящей к изменениям в состоянии внутренних органов и организма в целом, результатом чего является либо мобилизация энергетических ресурсов, обеспечивающая необходимый уровень бодрствования системы психического отражения, либо демобилизация с целью настройки и сохранения энергии.

5. побудительная. Эмоции выступают мотивами поведения и деятельности. Например, согласно психоанализу человек (энергетическая система) действует согласно принципу удовольствия – ищет наслаждения и избегает боли.

6. приспособительна я. Значимая роль эмоция в эволюции человека (Дарвин). Положительные эмоции способствуют закреплению полезных действий и навыков.

В межличностном взаимодействии психологи выделяют экспрессивную и коммуникативную функции эмоций. Телесное выражение эмоций используется как средство общения.

Чувства и эмоции – это переживание реальной действительности. Чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Например, чувство любви к человеку может проявляться в радости за него, тревоге, гордости.

Читая книгу, общаясь с человеком, занимаясь любимым делом, мы испытываем определенные чувства. Чувства и эмоции помогают нам ориентироваться в окружающем мире, оценивать предметы со стороны их желательности или нежелательности, полезности или вредности, удовольствии или неудовольствии и т.д. Процессы ощущения и восприятия связаны с эмоциональным состоянием, которое может снизить или активизировать работу всех познавательных процессов. При грустном тоскливом настроении возникает чрезмерная суетливость, раздражительность, активность резко падает, наблюдается мыслительная скованность, усталость наступает быстрее. При оптимистичном настроении человек активен, находчив, реже испытывает трудности, усталости, порог чувствительности возрастает.

В зависимости от направленности чувства делятся на:

o интеллектуальные (связанные с познавательной деятельностью человека);

o нравственные (переживания человеком его отношения к другим людям, к обществу);

o эстетические (возникающие при восприятии или создании прекрасного, возвышенного, духовного).

Любая деятельность неразрывно связана с эмоциональным миром человека. Стенические чувства повышают активность человека, а астенические ее понижают. Обычно стеническими эмоциями и чувствами являются радостные, приятные переживания (радость, восторг, удовольствие), а астеническими – неприятные (страх, боль, ненависть). Но иногда одни и те же чувства и эмоции могут вызывать как пассивную, так и активную реакцию человека.

В жизни наблюдается самое разнообразное проявление эмоциональных переживаний. Среди них выделяют такие, которые отличаются особым своеобразием протекания и влиянием на поведение и деятельность человека. Это – настроения, аффекты, страсти. Настроения вызываются самыми различными ситуациями или событиями действительности. Источниками настроения часто являются успех или неудача, радостное или печальное известие, физическое состояние. Порой бывает так, что явная причина настроения не осознается человеком.

В основе возникновения аффекта всегда лежат те моменты, которые играют особо важную роль в жизни человека. Физиологически аффект объясняется возникновением в коре мозга ярко выраженного очага доминантного возбуждения, сильно тормозящего нервные процессы в других участках коры. Происходит так называемое «сужение сознания».

Страсть связана с какими-либо стремлениями, интересами, деятельностью, направляет действия человека.

Значение воли в жизни человека, в развитии общества трудно переоценить. Воля проявляется в целеустремленности, самостоятельности, решительности, настойчивости, выдержке и самообладания.

Стресс можно рассматривать как вид эмоционального состояния. Под стрессом понимают неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования.

Stress is the individual’s response, mediated (опосредованный) largely by the autonomic nervous system and the endocrine system, to any demand made on the individual. (Selye) He defined three stages of stress: the alarm reaction (фаза тревоги), resistance (фаза резистенции) and exhaustion (фаза истощения).

Селье отмечал, что самые различные неблагоприятные факторы: холод, облучение рентгеновскими лучами, тепло, боль и др. вызывает обычно одинаковый ответ организма – «общий адаптационный синдром». Адаптация у человека происходит иначе, чем у животных. Стрессорами для человека могут быть как физические, так и социальные раздражители.

В первой фазе («шок» и «противошок») в ответ на воздействие стрессора сначала происходит понижение ряда физиологических, биохимических параметров, но одновременно включаются защитные гормональные механизмы, осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизации резервов.

Вторая стадия еще называется максимально эффективной адаптации. Отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Это значит, например, что при стрессоре в виде физических нагрузок после перехода из стадии тревоги к неспецифической устойчивости, организм может более успешно противостоять целому ряду инфекций и другим негативным воздействиям.

Но если стресс продолжается долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, защитные возможности организма оказываются исчерпанными, то наступает третья стадия.

Стресс не оказывает только отрицательное влияние, в его проявлении нужно выделять и положительные моменты. Стадии стресса характерны для любого адаптационного процесса. Следовательно, стресс всегда сопровождает жизнедеятельность человека. Stress helps us to keep us alert, providing some of the energy required to maintain an interest in our environment, to explore (анализировать, исследовать) to it and adapt to it. For example, you’re so relaxed that you fail to notice a danger around you (crossing a road, cycling). Состояние стресса вызывает изменение, интенсификацию психических процессов памяти, внимания, мышления.

Виды стресса:

эв-стресс. Механизмы противошока и повышенной резистентности, когда отмечается повышение возможностей человека.

дистресс. Негативные проявления и последствия стресса. Трансформация стресса в дистресс происходит при чрезмерно интенсивном воздействии факторов среды и условий жизнедеятельности, при которых очень быстро истощаются функциональные резервы организма или нарушается деятельность механизмов психической регуляции. Человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней.

Психический стресс условно делят на:

1. информационный (ситуации значительных информационных перегрузок);

2. производственный

3. эмоциональный (ситуации угрозы, опасности и т.д.)

Ухудшение физического состояния, негативные физиологические сдвиги, психологический дискомфорт не всегда и не сразу ведут за собой падение профессиональной работоспособности.

Возникновение и течение стресса зависит от индивидуальных особенностей человека. «Стресс-льва» – эффективность деятельности людей достаточно долго продолжает расти. «Стресс-кролика» – снижение активности, эффективность деятельности быстро падает. Психологи и психиатры установили зависимость между соматическими заболеваниями и его личностными особенностями, а также психологическим климатом, в котором он живет и работает. Если человек стремится занять в коллективе место, не соответствующее его реальным возможностям, то он в большей мере подвержен развитию сердечно-сосудистой патологии. Главной особенностью личности, страдающей гипертонией, является злопамятство. Для больных язвенной болезнью характерны тревожность, раздражительность, повышенная исполнительность и обостренное чувство долга.

Было установлено, что из веселых и добродушных врачей, через 25 лет умело только 2 %, а из раздражительных и злых – 14%, среди юристов – 4% и 20% соответственно. Те, кто часто сердится и раздражается, рискуют больше, у них вырабатывается и поступает в кровь слишком много адреналина. Существуют также доказательства того, что у человека, постоянно подавляющего вспышки гнева, развиваются различные психосоматические симптомы, поскольку по время гнева и ярости увеличивается содержание кислоты в желудке. При прочих равных условиях стресс легче переносят люди рассудочные, способные с помощью аргументации уменьшить субъективную значимость негативных последствий воздействия стрессора. Они стремятся предвидеть дальнейшее развитие событий и относиться к ситуации с юмором.

Фрустрация – это психическое состояние человека (одна из форм психологического стресса), вызванное объективно непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми трудностями, возникшими при достижении цели или решении задачи. Существенные для адаптации фрустрирующие ситуации обычно связаны с широким диапазоном потребностей, которые не могут быть удовлетворены в той или иной ситуации. Невозможность удовлетворить ту или иную потребность вызывает определенное психическое напряжение.

Стратегии выхода из напряженной ситуации:

· изменить или ликвидировать проблему;

· уменьшить интенсивность проблемы за счет смещения своей точки зрения на нее;

· облегчить ее воздействие с помощью включения ряда способов.

Неблагоприятные последствия возникают часто не из-за самих случаев, а из-за реакции на них. Целостное, осознанное, подчиненное определенной цели поведения способно противостоять возникающему напряжению. Ключевую роль в управлении своим состоянием играет осознание жизненных целей и соотнесение с ними конкретных ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: