- Понятие, классификация государственного финансового регулировани экономики.
- Макроэкономическое равновесие и финансы
- Варианты фискальной политики.
- Влияние налогов на рыночное равновесие
1) Государственное финансовое регулирование экономики - это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования.
Предпосылками осуществления государственного финансового регулирования являются следующие исходные основания:
1. Учет действия объективных экономических законов развития общества. Поскольку процесс финансового регулирования протекает по субъективно намеченному направлению финансовой политики и механизму ее воплощения в хозяйственную практику, мероприятия этой политики будут более действенными, чем полнее в них будут учтены интересы субъектов хозяйствования, отраженные в экономических законах.
|
|
2. Разработка научно обоснованной стратегической программы развития общества, выражающей интересы всех его членов. Программа определяется как цельное, долгосрочное направление, которое обеспечивает нормативные акты государства.
3. Наличие демократической системы выражения взглядов и представляющих их институтов для возможности свободного изъявления интересов населения, социальных, национальных, профессиональных групп.
4. Наличие в стране отлаженной законодательной системы, четко и оперативно реагирующей на отступления от норм и правил поведения в хозяйственной деятельности.
Классификация гос. фин. регулирования:
- по типам:
- экономическое (оплата труда, кредиты),
- административное
- по видам:
- налоговое
- бюджетное
- таможенное
- валютное
- внутрихозяйственное
- по формам:
- финансирование
- налогообложение
- инвестирование
- планирование – прогнозирование
- гос. закупки
- кредитование
2) Состояние макроэкономического равновесия предполагает сбалансированное воздействие внешних экономических параметров к числу которых относится:
ü Спрос и предложение
ü Товарная и денежная масса
ü Сбережения и инвестиции
ü Инфляция и безработица
ü Производительность труда и его оплата
ü Фин. рес-сы и соц-эконом. потребности общества
ü Доходы, расходы госбюджета
ü Размер бюджетного дефицита и источники его покрытия
ü Активы и пассивы платёжного баланса
Для объяснения влияния гос. финансов на производство измеряемого величиной нац. Продукта в западной фин. теории применяется мультипликатор.
|
|
Концепция мультипликатора исходит из определения объёма ВНП 2-мя методами:
1) По расходам, т.е. совокупность всех расходов экон. субъектов, необходимые для того, чтобы выкупить всю произведённую массу продукции
2) По доходам, т.е. совокупность доходов, получаемых субъектами от произв-ва продукции.
По расходам ВНП состоит из:
1) Объём потреб. расходов дом. хозяйств, гос-ва;
2) Валовые частные внутренние инвестиции;
3) Гос. закупки
4) Чистый экспорт
По доходам ВНП состоит из:
1) Амортизация (объём потребл. капитала)
2) Косвенные налоги на бизнес
3) Зарплата наёмных работников
4) Рент. Платежи
5) %
6) Доходы от собственности
7) Прибыль корпорации
Существуют различные подходы мультиплицирующего эффекта:
1) Налог. мультипликатор
2) Мультипликатор сбалансированного бюджета
3) Ден. мультипликатор
Фин. политика включает в себя:
1) Налоговую политику
2) Бюджетную политику
Налоговая политика в период спада экономического цикла заключается в стимулирующей фиск. политике, кот. включает в себя следующие мероприятия:
- увеличение гос. расходов
- снижение налогов
- сочетание этих направлений фиск. политики с учётом большего эффекта увеличения гос. расходов.
В период пика, кот. обусловлен избыточным спросом и инфляцией, проводится сдерживающая политика, кот. включает обратные направления.
Сдерживающая фиск. политика ориентируется на достижение бюджетного излишка.
Недискреционная фиск. политика предполагает наименьшее вмешательство гос-ва в фин. процессы с акцентом на рыночное саморегулирование.
Недискреционная фиск. политика действует на основе механизма автоматических ли встроенных стабилизаторов. В данном случае предполагается, что сумма налог. изъятий будет варьироваться пропорционально величине нац. Продукта в разных фазах экон. цикла.